Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
3 сентября 2007 г.

Михаэль Людвиг | Frankfurter Allgemeine

Дети на "кладбище Путина"

В этот понедельник исполняется три года со дня завершения трагедии в Беслане. 1 сентября 2004 года, в первый день нового учебного года, группа хорошо вооруженных террористов напала на школу номер 1 в Беслане, городе в Северной Осетии, расположенном неподалеку от Владикавказа, столицы республики. Террористы, большинство из которых прибыли из Чечни и соседней Ингушетии, захватили 1116 заложников - учеников, матерей, отцов, братьев и сестер школьников, учителей, их родственников и знакомых. В Российской Федерации принято, чтобы родители и ближайшие родственники провождали первоклассников в школу в их первый учебный день. Для многих он оказался последним.

Двумя днями позже, около 13:00, начался штурм. Взрывы сотрясали школу, спецназ ворвался в спортзал. В этот момент в здании школы еще находились 1072 заложника, большинство - именно в спортзале. Окруженные террористами, терпя угрозы и издевательства, без еды и воды, они и так уже испытывали страшные муки, но тут люди оказались в настоящем аду, который продолжался несколько часов. В результате погибли 333 заложника, среди них - 186 детей. Позже ответственность за захват заложников взял на себя лидер чеченских террористов Шамиль Басаев. В 2006 году он был убит направленным ракетным ударом (такова версия ФСБ).

Дело в отношении милиционеров прекращено

Раны еще не зажили. К тому же при расследовании происшествия, как считают в организациях, объединивших жертв теракта, - Комитет матерей Беслана и комитет "Голос Беслана" - российские власти озаботились только виной террористов, пытаясь обойти молчанием возможную ответственность кризисного штаба, спецслужб, генералов и политиков в кровавом исходе бесланской трагедии.

Единственный оставшийся в живых террорист был приговорен к пожизненному заключению. Дело, возбужденное в отношении североосетинских милиционеров по обвинению в возможном соучастии, прекращено. Заур Дзарахохов, североосетинский полковник милиции в отставке, недавно заявил, что перед событиями в Беслане Москва опрометчиво ослабила местную милицию, расформировав хорошо вооруженное и обученное соединение по борьбе с терроризмом. Кроме того, отметил он, чтобы не возникало сомнений в целостности страны, государственная политика не предусматривала наблюдения за границами субъектов федерации.

На днях в газете "Осетия" полковник дал четкую характеристику отношения центра к расследованию - "мы ни в коем случае не подставим под удар своих людей". Таким образом, к разногласиям между родственниками жертв и государственной властью добавился еще и спор между регионом и центральной властью в Москве.

Зыбкая официальная версия

В книге "Беслан: три года спустя" Израил Тотоонти представляет ужасающие цифры и излагает свою версию событий. Тотоонти был своего рода мотором следственной комиссии, сформированной парламентом Северной Осетии, - ее доклад так и не был опубликован полностью, а комитеты пострадавших остаются недовольными результатом, потому что всей правды они не услышали. Сегодня Тотоонти, советник председателя парламента Северной Осетии, в том, что касается трагедии Беслана, считается одним из наиболее информированных людей. В разрушенном спортзале он пересказывает ход событий, однако говорит, что все еще есть вопросы, остающиеся без ответа.

Относительно доклада российского парламента о захвате заложников, так называемого доклада Торшина, который был представлен в конце 2006 года, он не может говорить без сарказма и иронии: "Этот доклад - халтура, позор". Его главной целью было смыть любую вину с центра и кризисного штаба. То же самое, как он считает, относится к расследованию, которое ведется Генеральной прокуратурой.

По сей день российские власти утверждают, что три года назад 3 сентября террористы подорвали взрывчатку в спортзале и тем самым спровоцировали обстрел школы и штурм здания. Однако "Матери Беслана" очень быстро усомнились в этой версии. Год назад их сомнения подкрепил доклад депутата российского парламента Юрия Савельева. Видеозаписи от 3 и 4 сентября 2004 года, которые считались утерянными и лишь недавно оказались в распоряжении комитета, доказывают, по мнению его председателя Сусанны Дудиевой, что официальная версия не выдерживает никакой критики. Как следует из видеозаписи, первые взрывы были вызваны обстрелом зала извне из огнемета "Шмель".

Надо ли было препятствовать попыткам чеченских посредников?

Доказательства использования этого оружия были получены еще в день штурма. Тогда же было установлено, что подрыва цепи взрывных устройств, установленных террористами в спортзале, не было. Согласно версии независимых экспертов, большинство погибших в спортзале стали жертвами обстрела из огнеметов, применение которых власти, тем не менее, отрицали, как и то, что танки стреляли по школе, когда в здании еще находились заложники. Тотоонти считает, что 3 сентября было принято решение закидать школу гранатами, чтобы оправдать штурм спортзала, причем судьба заложников никого не интересовала. Сусанна Дудиева даже полагает, что знает имя генерала, который отдал приказ об обстреле.

Для многих действия оперативных подразделений продолжают оставаться загадкой. Одни говорят, что это типично русская черта - при штурме не обращать внимания на последствия для заложников, тем более царила страшная неразбериха. Другие предполагают, что у страшной катастрофы был определенный мотив: оправдание отмены выборов губернаторов и укрепление вертикали власти президента.

Третьи считают, что таким образом была пресечена попытка посредничества со стороны чеченской эмиграции в Лондоне или тогдашнего подпольного чеченского президента Аслана Масхадова, которая могла бы быть успешной. В первую очередь, утверждают они, власти хотели показать, что Россия никогда не пойдет на уступки террористам. Эта теория хорошо стыкуется с предположением о том, что требование о выводе российских войск из Чечни, якобы переданное террористами 2 сентября 2004 года через бывшего президента Ингушетии Руслана Аушева, было сфабриковано в кризисном штабе или в ФСБ с целью оправдания штурма.

"Путин не сдержал своего слова"

В Беслане и Владикавказе можно услышать все эти версии. Непонятной остается также роль президента. Сусанна Дудиева говорит, что, возможно, он и не отдавал непосредственного приказа о штурме. Но ему было достаточно просто дать толчок или прямо не запретить его. Сейчас определенно известно только то, что 80% россиян не верят официальной версии событий. Но власть имущих это не волнует до тех пор, пока не грозят никакие отрицательные политические последствия. А таковых не просматривается. В выходные в Москве отмечали 860-летие основания города, а не поминали жертв Беслана. Всего несколько сотен людей, среди них экс-чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров из Объединенного гражданского фронта, слушали, как в субботу на одной из московских площадей Элла Кесаева в который раз требовала "правды о Беслане".

В эти дни "Матери Беслана" вновь попросили главу ФСБ Николая Патрушева наконец-то предоставить в распоряжение следователей все существенные для дела материалы, которые имеются в архивах спецслужб. Но надежда на то, что он пойдет навстречу, мала. В бесланском бюро комитета Дудиева рассказала, что "некто" пытается не допустить расследования дела по существу. При этом два года назад президент Путин клятвенно пообещал ей, что расследование будет проведено самым тщательным образом и виновных привлекут к ответственности без оглядки на их чины и звания. Однако вместо этого многие даже продвинулись по карьерной лестнице, говорит Дудиева и рассказывает о новых назначениях причастных к делу сотрудников спецслужб и политиков, которых "Матери Беслана" упрекают как минимум в несостоятельности. "Путин не сдержал своего слова", - говорит она.

Москва пожертвовала мрамор для могил

В том, что Путин помогать не станет, Элла Кесаева из комитета "Голос Беслана", была убеждена с самого начала. Как и Дудиева, она требует полного и беспристрастного расследования без оглядки на личности. Она напоминает о том, что следователи называли матерей "истеричками", когда те представляли новые материалы, уличавшие тогдашние власти, военных, сотрудников спецслужб или кризисный штаб. Тем временем организация госпожи Кесаевой обратилась в суд по правам человека в Страсбурге. Вместе с госпожой Дудиевой она также пытается воспрепятствовать планам по сносу разрушенного спортзала и сооружению на этом месте церкви. "Спортзал должен остаться. Это не просто место, где погибли наши дети, но и символ позора, который навлекла на себя государственная власть".

Большинство погибших заложников лежат в шести длинных рядах на кладбище Беслана. Москва пожертвовала красноватый мрамор для бордюров и надгробных памятников. Аза, 12-летняя девочка из Беслана, погибшая в захваченной школе, в августе 2004 года написала стихотворение, которое ее родители выгравировали на обратной стороне надгробного камня: "Мне билет заказан в рай. И туда добраться скоро первым рейсом я смогу". Мать приходит на могилу каждый день. Отец говорит: "Это кладбище Путина", подразумевая не благородный могильный камень, а ответственность за смерть дочери, за ее слишком раннюю "дорогу в рай".

Источник: Frankfurter Allgemeine


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru