Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
3 сентября 2008 г.

Эллен Барри | The New York Times

Российский президент назвал грузинского лидера "политическим трупом"

Президент России Дмитрий Медведев во вторник заявил, что больше не признает Михаила Саакашвили президентом Грузии и назвал его "политическим трупом". На данный момент это самое резкое высказывание Медведева о правительстве, которое Москва хочет сместить.

В интервью итальянской телекомпании RAI Медведев говорил воинственным тоном, который чаще ассоциируется с его предшественником Владимиром Путиным.

Как и Путин, Медведев предположил, что война в Грузии была призвана создать преимущества для одного из кандидатов в президенты США, - это почти наверняка намек на сенатора Джона Маккейна. Он заявил, что Соединенные Штаты вооружили Грузию, а затем "выдали господину Саакашвили карт-бланш на любые действия, в том числе и военные".

На вопрос, будет ли он участвовать в переговорах с Саакашвили при посредничестве Италии, Медведев дал резкий ответ: "Для нас действующий режим обанкротился, Президент Михаил Саакашвили для нас не существует, он "политический труп".

Такие слова российский президент произнес на следующий день после того, как ЕС распространил заявление, сурово критикующее Россию за ее наступательную военную операцию в Грузии, но воздержался от наложения санкций.

Российские лидеры ездили из конца в конец региона, проводя переговоры с соседними странами и пытаясь незамедлительно укрепить позиции России, в то время как вице-президент США Дик Чейни во вторник вылетел из Вашингтона, чтобы поочередно посетить Азербайджан, Украину и Грузию - бывшие республики СССР, имеющие тесные связи с США.

Путин, находясь в Узбекистане, объявил о заключении соглашения относительно нового газопровода, который соединит Центральную Азию с Россией. Тем самым срываются усилия Европы и Америки по доставке нефти и газа напрямую на Запад. Теперь проект газопровода Nabucco, финансируемого Западом, оказался под сомнением, так как его предполагалось проложить вблизи Южной Осетии.

Как бы то ни было, Москва приветствовала предостережение со стороны европейцев, восприняв его как свою победу. Страны Балтии, Польша и Великобритания ратовали за наложение конкретных санкций, но европейские лидеры пришли к согласию только об одной мере - угрозе отложить переговоры о стратегическом партнерстве с Россией, дополненной упреком в письменном виде.

Медведев четко дал понять, что его уязвила критика со стороны Европы, осудившей действия России как "непропорциональный ответ" на нападение Грузии на сепаратистов в Южной Осетии. Отвечая на вопрос, выльется ли конфликт в противостояние в стиле холодной войны, Медведев представил дело так, что Россия является потерпевшей стороной.

"Я просил бы наших уважаемых партнеров обратить внимание на то, что это не мы расширяем границы военного присутствия в Европе. Это НАТО делает, - сказал он. - Это не мы новые базы создаем. Это НАТО создает новые базы. Это не мы размещаем новые противоракеты. Это делает НАТО".

"Мы находились в постоянном диалоге" по поводу планируемой системы ПРО, - сказал он. - Говорили: зачем вам это нужно? Но уж если решение о размещении ракет принято, если радар будет включен, нам придется на это реагировать, потому что никаких разумных объяснений, во имя чего это делается, нам представлено не было".

Конфликт в Грузии, тлевший уже долгое время, стремительно обострился 8 августа вскоре после того, как грузинские войска атаковали столицу Южной Осетии - сепаратистского анклава.

Москва, долгое время поддерживающая сепаратистов, в ответ выдвинула войска вглубь грузинской территории, заявив, что это необходимо для защиты российских граждан. Хотя Южная Осетия находится в границах Грузии, там много жителей с российскими паспортами.

На прошлой неделе Россия официально признала Южную Осетию и Абхазию - вторую сепаратистскую область, находящуюся на побережье Черного моря, - независимыми государствами. Пока ее примеру не последовала ни одна страна. Хотя большую часть своих войск Россия вывела, "в буферной зоне" за пределами анклавов остаются миротворческие силы, что, по мнению Франции, противоречит условиям соглашения.

Во вторник Россия четко дала понять, что ее войска остаются в состоянии боевой готовности. Официальные лица в Москве заявили, что грузинская сторона восстанавливает свои разрушенные огневые позиции близ Южной Осетии, а Путин предположил, что США снабжают Грузию оружием под видом гуманитарной помощи.

В Ташкенте, куда российский премьер приехал на переговоры с президентом Узбекистана Исламом Каримовым, Путин задал риторический вопрос, зачем понадобилось доставлять гуманитарную помощь на военных кораблях, и, мало того, на кораблях, вооруженных современными ракетными установками.

В воскресенье Путин посетил Дальний Восток, чтобы проинспектировать строящийся транссибирский нефтепровод, который свяжет Россию с Китаем. Премьер подчеркнул, что Россия может найти альтернативные экспортные рынки помимо Европы.

Во вторник было объявлено о строительстве нового центральноазиатского газопровода, по которому будет транспортироваться от 900 млрд до 1 триллиона кубических футов газа в год. Его проложат параллельно сети газопроводов "Средняя Азия - Центр", построенной в советские времена.

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru