4 апреля 2013 г.

Гаутам Наик | The Wall Street Journal

Обнаружены слабые намеки на существование "темной материи"

Возможно, ученые обнаружили новую элементарную частицу, которая является "кирпичиком" таинственной "темной материи", сообщает The Wall Street Journal. "Как предполагается, темная материя занимает четверть Вселенной, причем сама не светится и не абсорбирует свет", - пишет журналист Гаутам Наик.

В среду ученые подчеркнули: вывод далеко не окончательный, поскольку данных слишком мало. И все же появилась надежда, что заковыристую головоломку удастся разгадать.

"Эти результаты - первые, которые получены с детектора частиц стоимостью в 2 млрд долларов - альфа-магнитного спектрометра (AMS), установленного снаружи МКС", - пишет газета. Эксперимент финансируется министерством энергетики США. Руководитель - Сэмюэл Тинг, участвуют сотни ученых со всего мира.

Что же обнаружили ученые? Результаты, полученные на AMS, свидетельствуют, что эти частицы могли сформироваться "ввиду аннигиляции частиц темной материи в космосе", сказано в заявлении научного института ЦЕРН (Женева).

Почему человечество стремится узнать строение темной материи? Это позволит вычислить, что случится с нашей Вселенной: будет ли она расширяться бесконечно, или схлопнется, или расширится и стабилизируется.

Собственно, гипотезы уже есть: возможно, темная материя состоит из слабо взаимодействующих массивных частиц (WIMP), которые легко проходят сквозь обычную материю.

Согласно теории космолога Майкла Тёрнера, две частицы WIMP при столкновении между собой аннигилируются и продуцируют электроны и позитроны, которые легко заметить с помощью современных приборов. Результаты AMS за первые 18 месяцев, возможно, подтверждают эту теорию, но есть вероятность, что позитроны исходят от пульсара - то есть темная материя ни при чем.

Источник: The Wall Street Journal