Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
4 февраля 2005 г.

Стивен Ли Майерс | The New York Times

Обезглавленное тело не дает покоя бывшим лидерам Украины

Обезглавленный труп Георгия Гонгадзе по-прежнему находится в морге напротив военного кладбища в Киеве, куда его привезли больше четырех лет назад, найдя в лесу в 75 милях от столицы.

Тело находится там потому, что мать Гонгадзе, Александра, цепляется за надежду, что это, может быть, не ее сын, хотят это почти наверняка он. Оно находится там потому, что правительство бывшего президента Леонида Кучмы не проявляло особого рвения в поисках убийцы.

За 10 лет пребывания Кучмы у власти были и другие убийства, но лучше всего символизирует переплетение преступности с политикой именно смерть 31-летнего Гонгадзе, известного журналиста, разоблачавшего коррупцию и политические махинации, не боявшегося бросать вызов правительству.

Его смерть вызвала скандал и за пределами Украины, в свое время она спровоцировала первую серьезную волну демонстраций против Кучмы. Эти протесты иногда называют предвестником "оранжевой революции".

Расследование дела Гонгадзе, то, будут ли предъявлены обвинения в пособничестве Кучме и другим высокопоставленным чиновникам, станет критерием перемен, происходящих на Украине. "Оно станет лакмусовой бумажкой для демократии в нашем обществе", - заявил в интервью генеральный прокурор Святослав Пискун.

Действительно, четыре года спустя поиски убийц Гонгадзе и представителей власти, которые могли быть заказчиками преступления, похоже, обрели второе дыхание.

Пискун, вернувшийся на свой пост в декабре, после того как больше года назад Кучма отправил его в отставку, назначил шестерых следователей по этому делу. На недавней пресс-конференции он сообщил, что против подозреваемых, имен которых он не назвал, выдвинуто еще два обвинения.

24 января на встрече с законодателями в Совете Европы в Страсбурге президент Виктор Ющенко пообещал, что преступление скоро будет раскрыто, назвав убийство Гонгадзе "нравственной проблемой".

Но проблема может оказаться неразрешимой. Физические улики утрачены навсегда. Подозреваемые и свидетели умерли или исчезли, причем один из них - при загадочных обстоятельствах, в тюрьме. Некоторые из людей, связанных с этим делом, по-прежнему занимают важные посты или являются членами парламента, и интенсивное расследование сопряжено с огромным политическим риском. И все же серьезным прорывом в расследовании стала передача политической власти.

"Те, кто боялся, теперь, после перемен во власти, могут заговорить, - заявил в интервью Роман Шубин, возглавляющий следственную группу. - Мы представляем себе, кто и что может рассказать".

Всего за пять месяцев до смерти Гонгадзе создал сайт "Украинская правда", который раздражал власти рассказами о темных сделках и политических интригах и продолжает это делать.

За несколько недель до своего исчезновения Гонгадзе говорил о том, что за ним следят, и следователи подтверждают, что это так. Слежка велась по приказу МВД, которое тогда возглавлял Юрий Кравченко.

Тело Гонгадзе обнаружили 2 ноября 2002 года, на нем были браслет и медальон, опознанные близким другом и коллегами. Его голову так и не нашли, и, хотя четыре независимых теста ДНК подтвердили, что это почти наверняка его тело, мать терзают сомнения.

В январе она снова встретилась с Пискуном и попросила провести еще одну экспертизу ДНК, поскольку ступни тела меньше, чем у ее сына. Пискун согласился. "Он обещал начать все сначала", - заявила Гонгдазе.

Первой реакцией властей на убийство было замешательство и, как считают многие противники Кучмы, попытки укрывательства.

Даже после обнаружения тела представители правительства Кучмы утверждали, что Гонгадзе жив. Несколько раз они заявляли, что преступление раскрыто, но впоследствии версии разваливались. Уголовному преследованию не подвергался никто.

"Надо прекратить этот спектакль и отдать преступников в руки правосудия, - заявил лидер Социалистической партии в парламенте Александр Мороз, ставший союзником Ющенко после ноябрьских выборов. - Есть те, кто знает. Не все еще умерли".

Вскоре после обнаружения тела Мороз обнародовал в парламенте многочасовые магнитофонные записи, тайно сделанные в кабинете Кучмы одним из его телохранителей, Николаем Мельниченко, получившим впоследствии политическое убежище в США.

На одной из пленок, где речь идет о журналисте, Кучма приказал своему министру внутренних дел Кравченко: "Я вам говорю, уберите его. Отдайте его чеченцам".

Кравченко ответил, что его сотрудники ведут слежку.

Следователь Шубин говорит, что подлинность голосов не была установлена в соответствии с юридическими процедурами, но участники парламентского расследования утверждают, что некоторые из тех, чьи голоса звучат на пленках, подтвердили, что записанные разговоры имели место.

Кучма называет пленки подлогом. В декабрьском интервью он заявил: "Я не хочу говорить об этих записях, об этом скандале. Это была политическая провокация".

Пискун, который был генеральным прокурором в 2002-2003 годах, сказал, что Кучма уволил его два года назад, когда следствие начало подбираться к высокопоставленным представителям спецслужб, в частности - к генералу Алексею Пукачу, который отвечал за слежку, а в настоящее время исчез из поля зрения общества.

Пискун подал иск против незаконного увольнения и был восстановлен на работе решением суда в декабре. По словам Пискуна, Ющенко попросил его сделать все возможное, чтобы раскрыть преступление.

Оба они, ссылаясь на сложные обстоятельства, говорят, что дело может остаться нераскрытым без помощи со стороны правительства, включая МВД.

"С самого начала обвиняли президента, - сказал Шубин, - и все подчиненные ему властные структуры не были заинтересованы в том, чтобы что-то делать".

Существует мнение, что проблема отчасти связана с самим Пискуном, который был генеральным прокурором в период, когда следствию чинили препятствия.

Глава парламентской комиссии по расследованию Григорий Омельченко заявил, что доказательств для предъявления обвинений Кучме если не в убийстве, то в сговоре, направленном на похищение человека, достаточно.

"Сегодня в расследовании дела Гонгадзе нет препятствий, мешающих предъявить обвинения всем, кто к нему причастен, включая главного организатора, Леонида Кучму", - подчеркнул Омельченко.

Парламентская комиссия завершила работу над своим докладом в 2002 году, но до сих пор не обнародовала заключение, поскольку это блокировали сторонники Кучмы в парламенте. Как минимум два бывших советника Кучмы, голоса которых слышны на пленках, в настоящее время являются парламентариями. Речь идет о спикере Владимире Литвине и бывшем главе спецслужбы Леониде Деркаче.

По словам Омельченко, комиссия опросила свидетелей, имена которых он не назвал, и они заявили, что в ночь исчезновения Гонгадзе его увезли на милицейской машине.

Через час, утверждает Омельченко, журналиста убили, а затем бросили в яму, где и обнаружили тело. По его мнению, тело обезглавили для того, чтобы уничтожить улику - пулю, по которой можно идентифицировать оружие.

Мать Гонгадзе по-прежнему недовольна действиями руководителей правоохранительных органов, которых она называет "ужасными людьми, которых не матери родили". Несмотря на избрание Ющенко, она скептически относится ко всем обещаниям.

"Я мать, - заявила она после встречи с Пискуном. - Я не политик. Меня мало волнует, что они говорят о моем сыне".

Спустя четыре года ее уже не интересует правосудие - она хочет лишь бесспорной идентификации останков своего сына. "Пока я жива, - говорит она, - я хочу знать, кого и рядом с кем я похороню".

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru