Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
4 марта 2005 г.

Аркадий Островский | Financial Times

"Волготанкер" может повторить судьбу ЮКОСа

По Кутузовскому проспекту (который находится на маршруте Владимира Путина с работы домой) развешены рекламные щиты с надписью "Волготанкер" - не нефтяная компания", причем последние два слова загадочного лозунга раскрашены в цвета ЮКОСа, нефтяной компании, которую преследуют российские власти.

"Волготанкер" - крупнейшее в России транспортное объединение по перевозке наливных грузов. Раньше оно находилось в собственности ЮКОСа, но пять лет назад ЮКОС продал "Волготанкер" менеджменту этого объединения. После этого единственное, что связывает "Волготанкер" с ЮКОСом, это то, что вместе с другими грузами, "Волготанкер" занимается транспортировкой нефтепродуктов ЮКОСа.

В отличие от бывшего главы ЮКОСа Михаила Ходорковского, владельцы "Волготанкера" никогда не занимались политикой.

20% акций этой компании находятся в собственности государства. Но в последние несколько месяцев против руководства компании проводится беспощадная атака в стиле "дела ЮКОСа", которая угрожает разрушить их бизнес.

Дело ЮКОСа развязало руки региональным властям, налоговым службам и правоохранительным органам.

"Волготанкеру" предъявлены налоговые претензии в размере 23 млн долларов, что может уничтожить эту компанию, и в отношении шести топ-менеджеров компании проводится расследование по обвинению в мошенничестве и отмывании денег.

Несколько топ-менеджеров "Волготанкера", включая председателя Совета директоров и одного из основных акционеров, Александра Александровича, покинули Россию из опасения подвергнуться преследованиям - так же, как поступили руководители ЮКОСа несколькими месяцами ранее.

Официальная причина поездки Александровича в Лондон - проведение переговоров о реструктуризации кредита в сумму 120 млн долларов, который "Волготанкер" получал от Raiffeisen Bank. Но Александрович говорит о том, что он не спешит возвращаться в Россию.

"Я опасаюсь за свою свободу, я и мои партнеры предпочитаем продолжать бизнес, а не сидеть в тюрьме", - говорит Александрович.

Проблемы "Волготанкера" начались в декабре прошлого года, когда атака властей против ЮКОСа достигла кульминации. Налоговые инспекторы из Самары, города, в котором зарегистрирован "Волготанкер", обвинили эту компанию в незаконном получении возмещения НДС на сумму примерно 700 млн руб.

По российским законам любая российская транспортная компания имеет право на возмещение НДС в случаях, когда грузы перевозятся за рубеж. Но налоговые службы строят свои обвинения на том факте, что объединение "Волготанкер" фактически не являлось перевозчиком грузов, поскольку отдало свои суда по фрахту иностранной компании.

"Это абсурд, - говорит пресс-секретарь "Волготанкера" Андрей Клейменов. - На возмещение НДС имеет право каждая транспортная компания, которая участвует в экспорте товаров. "Волготанкер" работает в соответствии с международной практикой фрахтования судов по чартеру.

Одновременно, правоохранительные органы возбудили уголовные дела на менеджеров компании.

"Очевидно, что действия правоохранительных органов и налоговых служб были скоординированы", - говорит Александрович.

По мнению наблюдателей, можно найти не менее двух причин атаки властей на "Волготанкер".

Правительство планирует продать свои 20% акций "Волготанкера", и считается, что другие крупные акционеры этой компании также пытаются продать свои акции через Deutsche Bank. По словам Александровича, в результате действий правоохранительных органов рыночная капитализация компании сократилась от 450 млн долларов до 110 млн долларов.

Другой причиной может быть стремление местных правоохранительных органов показать свое усердие в атаке на местных олигархов. Прокурор Самарской области является одним из основных кандидатов на должность губернатора области (новый губернатор будет назначен Путиным).

У руководителя "Волготанкера" Александра Александровича остается единственная надежда - что Путин лично вмешается в ситуацию и остановит атаку против "Волготанкера".

То ли кортеж Путина ездит по Кутузовскому проспекту слишком быстро, то ли российский президент поглощен другими делами, но рекламные щиты "Волготанкера" так и не привлекли внимания Путина.

Источник: Financial Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru