Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
4 марта 2008 г.

Гарри Каспаров | The Wall Street Journal

Предвыборный сезон в России

Вновь наступил предвыборный сезон, и россияне живо интересуются кандидатами. Телевидение регулярно освещает эту тему, в том числе дебаты. В воздухе веет отчетливым предчувствием перемен. Что же это за выборы, о которых я говорю? Это президентская гонка в США. В России с гораздо большим любопытством следят за дебатами между Хиллари и Обамой, чем за кадровыми перестановками, происходящими сейчас в Кремле.

2 марта у нас состоялись свои президентские выборы, но выбор за нас сделали заранее. Широко разрекламированное назначение нового президента Дмитрия Медведева нынешним президентом Владимиром Путиным сопровождалось кое-какими камерными спектаклями а-ля избирательная кампания, но только те кандидаты, которые поклялись в абсолютной преданности Путину и его правящему клану, получили возможность хотя бы увидеть свои имена в бюллетенях. Они получают то количество голосов, которое власти сочтут достаточно маргинальным, но не постыдно мизерным. На парламентских выборах в декабре прошлого года чересчур рьяные сторонники в некоторых округах дали путинской партии "Единая Россия" больше 100% голосов, что потребовало уникальных усилий по пересчету результатов.

Это не означает, что демократическая оппозиция промолчит. Коалиция "Другая Россия" на этой неделе организует в Москве, Санкт-Петербурге и других городах в разных регионах России "Марши несогласных". Наша заявка на проведение вчерашней акции была с порога отвергнута муниципальными властями Москвы. Они даже поленились предложить альтернативное место проведения акции, хотя так велит закон. "Найдите другое место", - ответили они, подразумевая: "Найдите другую страну, или другую планету". Мы все равно выйдем на марш. Другого способа нет.

Тем временем мы, заодно со всем остальным миром, внимательно следим за выборами в Америке. Российская правящая элита болеет за Хиллари Клинтон, которая, если ее сопоставлять с Бараком Обамой, является представительницей уже известной и предсказуемой силы. Джон Маккейн во весь голос ратует за демократические права людей за рубежом, в том числе в России. Хотя в США и сомневаются в принадлежности Маккейна к настоящим консерваторам, авторитарные лидеры по всей планете испытывают страх, вообразив его в Белом доме.

Обама, как беспрестанно твердит его соперница в стане демократов (никак этим не помогая себе), - в сущности, неизвестная величина. Но, подобно Маккейну, он известен как человек, которому доводилось идти на компромиссы, проявлять готовность перечить собственной партии и идти навстречу оппонентам. Маккейн вселил ужас в республиканцев своими идеями относительно финансирования избирательных кампаний и реформы иммиграционного законодательства. Обама был раскритикован своим оппонентом на праймериз всего лишь потому, что признал достижения президента Рейгана.

Как это непохоже на подход "времен Буша-Клинтона", предполагавший, что нужно воодушевлять базу своей власти, атакуя противника. В нынешнем году, возможно, будет создана новая "политическая карта электората": оба кандидата станут обхаживать независимых, а традиционные линии фронта, отделяющие "красных" от "синих", размоются.

Это важно для мира за пределами Америки, так как американская демократия до сих пор считается на планете законодательницей тенденций. Скандал во Флориде и роль Верховного суда в выборах 2000 года при каждом удобном случае припоминаются государствами, которые ищут оправдания своему собственному несовершенству в области демократизации. Дополнительная глава к истории "династии двух семейств" может стать очередным ударом для демократии, особенно для жителей других стран мира, страдающих от квазинепотических методов передачи власти, - в том числе России.

Нынешняя президентская гонка в США любопытна тем, что неограниченные траты Митта Ромни и хорошо финансируемая "партийная машина" Клинтонов не смогли проложить путь к власти. Миру важно это увидеть. На сей раз американские избиратели руководствуются своими впечатлениями от характеров кандидатов. Личная порядочность снова стала приоритетом для электората.

Причины легко понять, оглянувшись на последние 20 лет. Джордж Х.У. Буш и Билл Клинтон растранжирили беспредельный потенциал первых лет после окончания холодной войны, не сумев извлечь выгоду из морального и военного превосходства единственной в мире сверхдержавы. Провозглашались идеи адаптации и отказа от конфронтации, так что "дивиденды примирения" были вложены в акции "дот-комов", а также в изоляционистскую, оторванную от жизни ментальность, существовавшую до 11 сентября.

Разбуженная этим вторжением жестокой реальности, администрация Буша предприняла радикальные меры - двинулась в противоположном направлении, перейдя от бездействия к превентивным действиям. Для этой перемены были прочные основания, при всей ее спорности в случае с Ираком. Но легитимность этого курса была подорвана не в Багдаде, а после того, как стало ясно, что Белый дом стремится поощрять демократию лишь в немногих избранных точках планеты.

Покуда было много шума вокруг выборов в Палестинской автономии и в Ираке, проводимых при поддержке США, режим Путина сворачивал молодую российскую демократию, возвращаясь вспять к диктатуре КГБ. Это происходило одновременно с тем, как Путин обменивался улыбками на саммитах G7 с Джорджем У. Бушем, Тони Блэром и остальными. Если после выборов, которые, по единодушному мнению всех независимых наблюдателей и СМИ, были совершенно фиктивными, Медведеву позволят занять кресло Путина на токийском саммите G7 нынешним летом, мы поймем, что пустые слова снова одержали верх над многозначительными действиями.

Не думайте, будто у Запада нет рычагов, которыми он мог бы воспользоваться при общении с российским энергетическим гигантом. Любое сомнение в легитимности Медведева со стороны государств "семерки" вызовет панику среди российской правящей элиты. Бессчетные миллионы, награбленные ими, лежат в банках США и Европы, а также в "убежищах от налогов" всего мира - но не в шаткой банковской системе России.

Вот единственная причина, вынуждающая Кремль брать на себя труд по постановке этих "потемкинских" выборов. Режим Путина-Медведева не может позволить себе статус, которого он заслуживает, - статус парии, наподобие статуса белорусского режима. Вместо того чтобы одновременно пожимать плечами, западные лидеры могут проследить денежные потоки, отказаться выдавать визы жуликам и тем, кто виновен в нарушениях прав человека, и наконец-то четко дать понять, что за уничтожение демократии надо расплачиваться.

Во время американских президентских праймериз, кажущихся бесконечными, в ходе дебатов наконец-то упомянули и о России. На дебатах в Кливленде госпожа Клинтон после подсказки модератора сумела, запинаясь, выговорить что-то вроде "Медведев", когда ее спросили, как зовут следующего российского президента. Из уст Клинтон вырвалось: "Медвед... ну да какая разница". Тем самым Клинтон случайно ухватила самую суть дела. Личность Медведева куда менее важна по сравнению с его функцией - он является тщательно отобранным назначенцем, не имеющим никаких заслуг перед демократией.

К сожалению, то был лишь вопрос на общую эрудицию, который просто продемонстрировал: на ментальном "экране радара" американцев Россия если и представлена, то где-то на заднем плане. Я лично был бы очень рад услышать ответ на вопрос, вытекающий из предыдущего: "Если вас изберут президентом, будете ли вы добиваться исключения России из G7, поскольку вы сами только что сказали, что она больше не является демократическим государством?"

Если следующий президент США не станет заниматься этим вопросом, все попытки ратовать за демократию в глобальном масштабе будут пустопорожними. В таком случае для многих из нас, жителей других стран мира, перемены ничего не изменят.

Гарри Каспаров - лидер коалиции "Другая Россия" (theotherrussia.org). Является постоянным автором полосы редакционных статей Wall Street Journal. Проживает в Москве и Санкт-Петербурге

Также по теме:

Победителя не судят (Обзор прессы)

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru