Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
4 мая 2001 г.

Чарльз Клоувер | Financial Times

Место в космосе

Российский ученый в области ракетных разработок Владимир Михайлов с нетерпением ждет прихода того времени, когда каждый будет иметь возможность купить свой собственный спутник.

"Космический рынок меняется, - говорит он. - Посмотрите на компьютеры: в пятидесятых годах компьютер занимал целое здание, а теперь он умещается в руке, и трудно найти человека, у которого нет компьютера. Точно так же и с космосом. Электроника уменьшается в физических размерах, полезная нагрузка становится все дешевле и легче. Настанет день, когда каждый будет иметь возможность купить спутник.

Если так, то "Космотрас", компания Михайлова, будет одной из первых, кто начнет их запускать. "Космотрас" - одно из нескольких предприятий, созданных на базе военной аэрокосмической промышленности СССР, гигантской сети заводов и институтов, в которых были созданы самые крупные в мире военно-воздушные силы и ядерный арсенал.

В 1997 году российское правительство дало российско-украинскому совместному предприятию "Космотрас" право на конверсию и использование 150 ракет СС-18 для запуска спутников. СС-18, переименованные в "Днепр", могут транспортировать на околоземную орбиту полезную нагрузку весом до 3,6 тонн. Они используются, в основном, для запуска спутников, поддерживающих мобильную телефонную связь, проводящих научные исследования и разведку.

Огромное преимущество "Днепра" заключается в его цене: если обычная западная компания, запускающая спутник, просит $10 000 - $20 000 за килограмм, "Космотрас" по словам Михайлова, предлагает другие расценки - $2000 - $3 000. Цены остаются такими низкими, потому что ракеты и ученые "Космотраса" обходятся гораздо дешевле своих западных эквивалентов.

Пока ракеты "Днепр" совершили два коммерческих запуска для шести спутников, последний - в январе 2000 года. Но прорваться на переполненный спутниковый рынок было непросто.

"У каждого рынка своя специфика. Как в случае с автомобилями и алкогольными напитками, требуется время, чтобы узнать игроков и методы конкуренции. Но мы считаем, что при наших расценках и степени надежности наших ракет, к нам будет приходить все больше и больше клиентов", - утверждает Михайлов.

Филип МакАлистер из американского космического консалтингового агентства Futron считает, что российские и украинские производители ракет добились значительного прогресса на рынке космических спутников, в особенности, после 1997 года. В прошлом году 13 из 35 коммерческих запусков были совершены на российских ракетах, один из которых был осуществлен "Космотрасом", а 3 - Украиной. Таким образом, их общая доля на рынке составила 46%, в два раза больше, чем в 1998 году.

"Российские и украинские ракеты оказались очень конкурентоспособными... Дело не только в цене, надежности или качестве, дело в сочетании всех трех элементов", - считает МакАлистер.

Однако избыточное производство ракет означает, что на рынке становится очень тесно для таких небольших компаний, как "Космотрас". "Избыток мощностей слишком высок. Сегодня выйти на рынок космических запусков очень сложно, даже если предлагать очень низкие цены", - говорит МакАлистер.

Главная проблема "Космотраса" состоит в том, чтобы убедить скептически настроенный рынок в надежности "Днепра": ракеты СС-18 совершили 159 запусков - к счастью, тестовых - и достигли коэффициента надежности 0,97% - превосходный показатель по стандартам космической промышленности. Но в силу того, что эти ракеты были модифицированы для полетов в космос, некоторые аналитики сомневаются, что коэффициент надежности "Днепра" можно приравнивать к коэффициенту надежности СС-18.

Другая проблема "Космотраса" - строгие американские правила лицензирования при запуске любых американских технологий на иностранных ракетах. По словам Михайлова, из-за этих правил "Космотрас", по сути, теряет треть рынка.

Надежды компании связаны, в первую очередь, с достижениями электроники, благодаря которым спутники становятся доступными более широкой группе клиентов. Например, в прошлом году "Космотрас" запустил первые национальные спутники Малайзии и Саудовской Аравии. Основные клиенты Михайлова - небольшие компании с небольшими бюджетами.

"Мы работаем с очень маленькими компаниями, с только что созданными компаниями, - говорит он. - Для них миллион долларов - очень большие деньги".

Стефан Ченар, аналитик Euro-consult, французского космического консалтингового агентства, говорит, что "Космотрас" создал нишу для мелких клиентов, в первую очередь, для университетов и развивающихся стран, которые пользуются низкой стоимостью спутников.

"Растет число государств и компаний, которые могут позволить себе иметь собственный спутник - у них есть ученые, они хотят запустить в космос исследовательскую аппаратуру", - объясняет он.

После развала СССР, его гигантская аэрокосмическая промышленность, которая когда-то была мировым лидером во многих областях аэрокосмической технологии, оказалась в сложном положении. Ракета "Днепр" производится в украинском городе Днепропетровске, который был центром реализации программы создания баллистических ракет в бывшем Советском Союзе. Здесь находится государственный ракетный завод "Южмаш", где производятся ракеты СС-18 и СС-24. Директором этого завода одно время был Леонид Кучма, занявшийся впоследствии политикой и ставший президентом Украины.

В течение десятилетия "Южмаш" производил троллейбусы и трактора, лишь время от времени выпуская ракеты "Зенит" и "Днепр". Число рабочих сократилось с 50 000 до 20 000. В таком же положении находятся и остальные бывшие военные предприятия.

"Конечно, нам хотелось бы больше заниматься высокими авиационно-космическими технологиями. Это более интеллектуально и более интересно", - говорит Юрий Алексеев, нынешний директор "Южмаша", одного из партнеров "Космотраса".

Другим акционером "Космотраса" является "Хартрон", завод, находящийся в украинском городе Харькове, где производятся системы наведения. Не участвуя в новом бизнесе, завод практически прекратил работу и отчаянно нуждается в заказах. "Мы не коньяк. Мы не становимся лучше с возрастом, - говорит Сергей Саленко, глава отдела общественных связей "Хартрона". - Мы крайне заинтересованы в том, чтобы начать конкурировать в коммерческом космическом бизнесе".

Однако без западного финансового мускула вернуться в космическую промышленность сложно. Некоторые российские и украинские заводы поняли, что им будет легче найти заказы, если они объединяться с американскими аэрокосмическими компаниями, которые берут на себя маркетинг, лицензирование и финансирование, в то время как заводы производят ракеты.

Особенно эффективно такие партнерские отношения работают на рынке запусков на геостационарную орбиту - для этого нужны невероятно мощные ракеты, такие как украинский "Зенит" и российский "Протон". "Россияне и украинцы создали для себя нишу на геостационарном рынке", - считает Ченар.

Многие из таких полетов стали результатом партнерских отношений между США и Россией. В их числе - проект Sea Launch, в реализации которого принимают участие украинский завод "Южмаш" (15%), российская компания "Энергия" (25%), норвежская Kvaerner Maritime (20%) и американская аэрокосмическая компания "Боинг". В прошлом году это совместное предприятие запустило модифицированную ракету "Зенит" с плавучей платформы, расположенной неподалеку от Лонг Бич, Калифорния.

Другой пример сотрудничества - Международная система запуска (International Launch Systems), совместное предприятие российского космического центра "Хруничев" и американского аэрокосмического конгломерата Lockheed-Martin. В прошлом году состоялось 14 запусков - в космос отправилось шесть российских ракет "Протон" и восемь американских ракет "Атлас". В прошлом году Международная система (ILS) запустила в космос больше спутников, чем какие-либо другие группы - участники этого рынка.

Кроме того, объединяясь с американскими компаниями, российские и украинские заводы получают возможность обойти сложные правила лицензирования, предусмотренные американским правительством.

Михайлов говорит, что "Космотрас" рассматривал возможность сотрудничества с западным СП, но он считает, что компания добьется большего успеха, если удержит низкие расценки и будет продолжать работать в одиночку. "Почему мы такие дешевые? - шутит он. - Потому что у нас нет западного партнера".

Источник: Financial Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru