Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
4 ноября 2004 г.

Редакция | Financial Times

Согласие России ратифицировать Киотский протокол теперь тревожит Токио

Когда в прошлом месяце Россия согласилась ратифицировать Киотский протокол, касающийся выбросов в атмосферу газа, создающего парниковый эффект, следовало бы ожидать, что в Японии на радостях откупорят бутылки шампанского. Ведь такой шаг России означал, что соглашение, подписанное семь лет назад в древней японской столице, теперь вступит в силу, а не будет предано забвению.

И все же, по наблюдениям дипломатов и экспертов по проблемам частного сектора, реакция японцев была, скорее, похожа на панику.

И причина волнения заключается в том, что сама Япония пока еще далека от выполнения своих обязательств, взятых в Киото. В Киотском протоколе говорится о том, что Япония обязывается сократить количество выброса газа на 6% от уровня 1990 года за период с 2008-го по 2012 год. Но, по последним данным, в 2002 году это количество выброса газа на 7,6% превышало уровень 1990 года и, как ожидается, в этом году превысит 8%.

"Япония должна уменьшить выброс газа на 6% от уровня 1990 года, но в настоящее время ведется горячий спор относительно того, как распределить это бремя между компаниями, домовладельцами и транспортным сектором", - говорит Тору Рёсо, руководитель японского филиала организации C02e.com, ведущей контроль за выбросами газа в атмосферу.

Ратификация Киотского протокола России начала будоражить умы как среди широкой общественности, так и в частном секторе производства. Один дипломат, который помог договориться о размере обязательств его страны в рамках Киотского протокола, говорит, что, по его мнению, некоторые чиновники японского правительства тайно надеялись, что протокол так и не будет ратифицирован, поэтому они спокойно могут позволить не соблюдать его в полной мере.

Теперь нарушать протокол будет уже невозможно. Но разработку конкретных планов, нацеленных на выполнение обязательств Японии, скорее всего, поручат политически наиболее слабому министерству охраны окружающей среды, которому придется столкнуться с такими мощными силами, как министерства торговли и финансов, лоббирующими интересы промышленных кругов.

Самым значительным объектом конфликта станет недавно представленный на утверждение парламентом налог на выброс углерода, который должен заставить промышленников приложить усилия к сокращению выброса углерода в атмосферу. Но министерство торговли и ассоциация "Кэйданрэн", самое влиятельное в стране объединение деловых кругов, выступили против введения такого налога.

Они говорят, что японские промышленники сделали для сокращения вредных выбросов намного больше, чем представители других секторов, особенно транспортного. Главная причина, по которой Япония будет изо всех сил пытаться выполнить обязательства Киотского протокола, заключается в том, что в 1990 году японская промышленность уже имела высокоэффективную систему энергоснабжения.

Ассоциация "Кэйданрэн" разработала схему, согласно которой ее члены взяли на себя добровольное обязательство по сокращению выбросов. Поэтому налог на выброс углерода, размер которого составит 45 тыс. иен (423 доллара) за тонну, нанесет ущерб японской промышленности и снизит ее конкурентоспособность.

Ясухиро Симидзу, директор управления политики по борьбе с изменением климата министерства охраны окружающей среды признает, что в отношении нового налога "сложилась очень сильная оппозиция", однако даже при его принятии промышленность все же должна нести лишь незначительную часть бремени. Он предлагает более умеренный размер налога - 3400 иен (29 долларов) за тонну с условием, что остальная часть будет покрываться за счет правительственных субсидий. Но такой план нуждается в одобрении и поддержке министерства финансов.

Симидзу говорит, что цель этого плана заключается в том, чтобы принять комплекс мер, включая применение энергосберегающей технологии, по охране и расширению лесного массива, что, согласно положениям Киотского протокола, может компенсировать отклонения по нормативам выброса в атмосферу углеродных веществ.

Однако аналитики говорят, что у Японии есть только один путь для осуществления своих планов. И заключается он в предоставлении крупных торговых кредитов, прежде всего России. Они считают, что Япония вскоре станет одним из самых активных кредиторов на мировой рынке.

В августе Tokyo Electric Power (Tepco), самый крупный в мире энергетический концерн, подписал контракт с компанией Agrosuper, ведущим чилийским производителем свинины, на предоставление долгосрочного кредита.

Согласно контракту, заключенному при посредничестве CO2e.com, концерн Tepco выплатил несколько миллионов долларов в счет погашения задолженности компании Agrosuper. А компания Agrosuper, в свою очередь, предоставит концерну Tepco свою новую технологию по сбору и устранению метана, который вырабатывают 100 свиней на ее фермах.

"Руководители японских энергетических компаний, сталелитейных заводов и других промышленных предприятий были очень обеспокоены, когда до них дошла новость о согласии России ратифицировать Киотский протокол, - говорит Рёсо. - Но некоторые компании, особенно те, кто участвует в совместных сельскохозяйственных проектах в Бразилии и Мексике, проявили к этой новости большой интерес".

Некоторые специалисты видят прямую связь между глобальным потеплением и сильными тайфунами, которые в этом году бушевали в окрестностях Киото и во время которых погибло свыше 80 человек.

И если Киотский протокол, который подписала и Япония, все же не окажется "под водой", политические деятели и представители деловых кругов страны должны воспользоваться ратификацией протокола Россией и приступить к более эффективным и решительным действиям.

Источник: Financial Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru