Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
4 октября 2002 г.

Майкл Орр | The Wall Street Journal

Хаос в солдатских бараках

За рубежом российский город Волгоград больше известен под своим прежним названием - Сталинград. Именно здесь шестьдесят лет назад Советская Армия изменила ход войны в Европе. Тогда российские солдаты и офицеры показали, на что они способны. А недавно в этом городе произошел случай, который показал, в каком ужасном состоянии находится российская армия сегодня.

Вечером в субботу 7 сентября несколько солдат артиллерийского батальона 20-й гвардейской мотострелковой дивизии праздновали предстоящую демобилизацию. Развеселившись, они сели на военный автомобиль и начали кататься вокруг базы.

На следующее утро им пришлось за это ответить. Офицеры во главе с майором Ширяевым отвели пятерых подозреваемых в штабную палатку батальона и начали избивать. Сделав перерыв на обед, они сказали остальным солдатам, что, если имена нарушителей не будут названы, их ждет то же самое. 54 военнослужащих, понимая, что это не пустые угрозы, сформировали колонну и прошли 30 км по направлению к штаб-квартире дивизии в Волгограде.

В понедельник они пришли в город, но вместо того, чтобы немедленно рассказать о случившемся военному руководству, обратились в правозащитную организацию "Материнское право". Ночью призывников увезли обратно в бараки, но было уже поздно, замолчать инцидент не удалось. Организация "Материнское право" сообщила о произошедшем адвокатам и местным журналистам, и на следующий день об этом случае узнала вся страна.

Волгоградский инцидент показывает, какие ужасные отношения царят между солдатами и офицерами в современной российской армии. Вооруженные силы утратили эффективность. Сообщается, что ежегодно 5000 солдат погибают не на поле боя. Некоторых избивают до смерти в бараках, некоторые кончают с собой, но большинство умирает в результате "несчастных случаев". Отдельные генералы утверждают, что причинами смерти 80% из тех, кто умирает в Чечне, тоже становятся халатность и низкий уровень подготовки. Вне зависимости от того, что является главным фактором, халатность или насилие, этот страшный список жертв показывает, что армия испытывает серьезнные проблемы с дисциплиной, чувством товарищества, что в ней не хватает подлинных лидеров.

В ходе дискуссий о реформе вооруженных сил, как правило, обсуждаются крупные организационные проекты, такие, как изменение командной структуры, переход на добровольную службу. Очень часто упускается из внимания человеческий фактор. "Солдатский марш в Волгоград" - это предупреждение о том, что процесс проведения реальных реформ слишком затянулся. Может быть, сейчас уже поздно.

Печальная истина состоит в том, что российские вооруженные силы утратили профессиональную этику. Большинство офицеров не думают о благополучии своих солдат, солдаты не уважают своих офицеров, дисциплина поддерживается с помощью кулака и рукояток лопат. Почти 90% молодых россиян по тем или иным причинам уклоняются от военной службы. Оставшиеся 12% - это не самые образованные и дисциплинированные мужчины. Алкоголизм и наркомания стали обычным явлением. Офицеры давно перестали пытаться следить за тем, что происходит в бараках. Профессиональных сержантов, способных налаживать отношения между солдатами и офицерами, в армии нет. Отправляясь в самоволку, россияне часто берут с собой оружие. Результатом становятся самоубийства или стрельба в провинциальных городах.

Было бы несправедливо обвинять во всем младших офицеров. Они тоже стали жертвами системы. Волгоградская "забастовка" произошла в 20-й гвардейской мотострелковой дивизии, которая входила в состав прославленной восьмой гвардейской армии. Эта элитная армия располагала самым современным оружием, в ней служили лучшие призывники. В течение последних десяти лет большинство офицеров этой армии вынуждены проживать со своими семьями в общежитиях. Их зарплаты позволяют им жить чуть выше уровня бедности, и при этом они участвовали в двух чеченских войнах. Не удивительно, что лучшие офицеры увольняются из армии. Некоторые уходят работать в службы безопасности, другие ищут себе место в новой экономике.

В России очень много пишут об этих проблемах, но разговоры о реформах пока не привели к реальным действиям. Бывший президент Борис Ельцин обещал сделать вооруженные силы профессиональными, но это были пустые обещания. Президент Владимир Путин говорил о том же, но и он столкнулся с сопротивлением. Осенью прошлого года он приказал покончить с призывом, но его уговорили принять предложение Генштаба, который настаивал на продолжительном переходном периоде. Реформа армии, как и любой другой подобный план, состоит из трех частей: подготовительной, которая длится около года, экспериментальной, сроком в 3-5 лет, и, наконец, - проведения программы в жизнь. Генералы надеются, что к тому моменту, когда придется заниматься третьей частью, политическая директива изменится.

Некоторым старшим офицерам существующая система очень выгодна. Они берут взятки, уводят на сторону ресурсы.

Руководители вооруженных сил окончили военные академии еще в советские времена. Они прекрасно подготовлены технически, но не могут правильно оценить свое место в обществе. Фразы "ограниченные ресурсы" в словаре военных академий нет. Российские генералы знают, как управлять армией сверхдержавы, но военный бюджет таких размахов может быть оправдан только при наличии соответствующей угрозы. Считать США и НАТО партнерами - значит признать, что нынешние вооруженные силы слишком велики.

В течение ближайшего года президенту Путину придется делать важный политический выбор. Генералы и руководители органов безопасности помогли ему победить на президентских выборах. Они раздувают стоимость создания профессиональной армии, чтобы блокировать реформы. Они не способны ни победить в чеченской войне, ни уйти из этого региона так, чтобы сохранить лицо. Три четверти жителей страны выступают за создание профессиональной армии. Все меньше людей одобряют военные действия в Чечне.

Если Путин решит порвать со своими бывшими коллегами в службах безопасности, население его поддержит, но в этом случае ему придется заниматься масштабными кадровыми изменениями. После войны во Вьетнаме в США появились такие военачальники, как Норман Шварцкопф и Колин Пауэлл. Они попытались перестроить американскую армию, изменить ее отношения с обществом. Путину приходится рассчитывать на таких офицеров, как майор Ширяев в Волгограде. Пока такие люди руководят российской армией, ситуация будет лишь ухудшаться.

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru