Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
4 сентября 2006 г.

Эдуард Штайнер | Der Standard

Литва и Россия сошлись в клинче

После аварии была закрыта ветка нефтепровода "Дружба", ведущая в Прибалтику

Из трех балтийских государств у Литвы после распада Советского Союза отношения с Россией были далеко не самыми худшими. Этому способствовало то, что русские - составляющие 8% населения - являются гражданами страны, тогда как Эстония и Латвия, где русские составляют треть населения, до сих пор не урегулировали конфликт, связанный с предоставлением им гражданства.

Конечно, Россия, которая не имеет непосредственных границ с Литвой, а граничит с ней только через свой калининградский анклав, хотелось бы и здесь вмешаться в чужую политику. В последнее время крупные российские концерны, конкурирующие с другими странами, надеялись на крупное экономическое приобретение - самый большой нефтеперегонный завод Прибалтики Mazeikiu Nafta, который обеспечивает до 25% налоговых поступлений в казну Литвы.

Литва не хотела попадать в еще большую зависимость от России, чем уже существующая, обусловленная российскими поставками сырьевых ресурсов. После того как в прошлом году уже была отклонена заявка венской компании Baltic Holding, основным акционером которой являлся "Газпром", Литва стала отвергать все российские предложения. Контрольный пакет лакомого кусочка, который до тех пор принадлежал теперь уже обанкроченному российскому концерну ЮКОС, отошел в конце мая польскому концерну PKN Orlen.

Нескрываемая досада

Россия не скрывала свою досаду. То, что последовало за этим, наблюдатели расценивают как выражение недовольства России, которая, похоже, снова решила прибегнуть к помощи сырьевого рычага. В конце июля ветка нефтепровода "Дружба", ведущая в Прибалтику, была закрыта по причине аварии.

Российская сторона не сообщает, возобновит ли она поставки, а если возобновит, то когда, поскольку, как она утверждает, срок службы этой ветки истек. С тех пор завод Mazeikiu Nafta, которому на время даже пришлось остановить производство, перешел на работу с более дорогой нефтью, поставляемой морским путем.

Вызов принят

Литва, со своей стороны, приняла вызов. Возможно, придется ремонтировать железнодорожные пути, проходящие через Литву, которые связывают Калининград с остальной частью России, по техническим причинам и по соображениям безопасности, заявил президент Литвы Валдас Адамкус. На кон поставлен важнейший путь сообщения России с ее анклавом. Губернатор Калининграда Гергий Боос заверил президента Владимира Путина в том, что будет налажена паромная переправа между Калининградом и портом Усть-Луга под Петербургом, которая, в крайнем случае, сможет принять на себя весь транзит. Пока что экономический спор ведется на словах. Никто не хочет поверить в то, что Литва осуществит свою угрозу. Это было бы огромным ударом для и без того отсталого Калининграда.

Источник: Der Standard


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru