Архив
Поиск
Press digest
14 апреля 2021 г.
5 декабря 2005 г.

Матиас Брюггманн | Handelsblatt

Российское правительство планирует "народную приватизацию"

Продажа акций россиянам по льготным ценам будет осуществляться по примеру немецкой компании Telekom и немецкой почты

По примеру того, как были выведены на биржу компании Deutsche Telekom и Deutsche Post AG, Россия в будущем также планирует в процессе приватизации крупных компаний сделать собственное население акционерами. В связи с запланированным на следующий год выведением на биржу государственного нефтяного концерна "Роснефть" и монополиста стационарной связи компании "Связьинвест" российское население должно перед этим иметь возможность приобрести акции этих компаний по льготным ценам. Об этом заявил министр экономического развития Герман Греф в Москве.

Таким образом, либеральный глава министерства реагирует на укрепляющиеся в последнее время тенденции национализации российской экономики. Так, правительство посредством поглощения важнейших нефтедобывающих дочерних предприятий ЮКОСа и нефтяного концерна "Сибнефть" контролируемыми государством энергетическими концернами "Роснефть" и "Газпром" только в секторе экономики повысило долю государства в общей добыче нефти с 9% до примерно одной трети.

Тем временем, наряду с энергетическим сектором, под давление Кремля все чаще попадает и перерабатывающая промышленность: компании Siemens не дали приобрести машиностроительный концерн "Силовые машины", он отошел к контролируемому государством монополисту в области электроэнергии РАО ЕЭС. Машиностроительную компанию ОМЗ купил "Газпромбанк". А на самом большом российском автомобильном концерне "АвтоВАЗ", производящем машины "Лада", наметилось резкое усиление государственного влияния.

Одновременно с этим правительство не только хочет слить все государственные и частные концерны по производству самолетов в один контролируемый государством авиационный холдинг. Впоследствии должны быть подняты импортные таможенные пошлины на иностранные самолеты, таким образом, российские авиакомпании хотят вынудить покупать самолеты российского производства. Похожая ситуация вырисовывается, по оценкам аналитиков, и в автомобильной промышленности, где российские производители стремительно теряют свои доли на рынке.

Запланированная народная приватизация должна, по крайней мере, по словам советника Путина по экономическим вопросам Андрея Илларионова, несколько обуздать "ужасную тенденцию усиления влияния государства на экономику". Россия собирается в 2006 году примерно за 15 млрд долларов вывести на Московскую и Лондонскую биржи 49% акций государственного концерна "Роснефть". К тому же, в следующем году должны быть проданы оставшиеся 75% государственных акций в "Связьинвесте". Правда, эту приватизацию в последние годы все время откладывали.

В прошлом у многих россиян был негативный опыт приватизации: после распада Советского Союза 150 млн россиян получили так называемые приватизационные ваучеры. Но вместо того чтобы сделать народ собственником, будущие олигархи по дешевке скупили эти доли собственности и, таким образом, выстроили свои промышленные империи. Народ остался ни с чем, с тех пор с приватизацией у населения связаны неприятные ассоциации. Теперь, по мнению министра экономического развития Грефа, новая волна приватизации должна эту ситуацию изменить.

Источник: Handelsblatt


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Разрешается свободное использование текстов, ссылка обязательна (в интернете - гипертекстовая).
© 1999-2021 InoPressa.ru