5 февраля 2004 г.

Дени Дельбек | Libération

Силиконовый мозг поможет науке

На фоне конфликта между учеными и французским правительством опыт Стива Оливье из Манчестерского университета выглядит особенно впечатляющим: вместе с семью британскими коллегами он создал робота, способного выдвигать научные гипотезы, ставить эксперименты, затем сопоставлять полученные результаты с этими гипотезами и выдвигать новые. Короче, робота-ученого, который никогда не взбунтуется против своего министра.

"Идея состоит в том, чтобы создать компьютерную модель и снабдить ее всем багажом знаний", - говорит Стив Оливье. Его машина уже в состоянии выяснять функции различных генов дрожжевого грибка. "Мы сопоставили результаты с работой настоящих ученых в плане скорости и стоимости использованных материалов. Оказалось, робот все делает не хуже человека".

Пока робот способен лишь определять уже известные функции генов. "Но мы думаем, что сможем заставить его открывать неизведанное. Когда путь к открытию будет проложен, робот сможет по нему пойти". Так, например, фармацевтическая наука сможет сэкономить время на создании новых молекул.

Однако Оливье довольно скромно оценивает будущее своего силиконового ученого. Ибо если человек способен извлекать полезнейшие сведения даже из неудачных экспериментов, "робот, вероятно, не сможет этого сделать никогда". Исследователь не согласен с тем, что его работ грозит поставить ученое сообщество на грань исчезновения. "Наоборот, это позволит высвободить время для более творческих и полезных занятий", - утверждает он. В интервью журнала Nature Рон Крисли из Стенфордского университета (Калифорния) остроумно заметил: "Роботы-ученые используются уже давно. Просто до сих пор их называли студентами".

Источник: Libération