Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
5 июля 2005 г.

Сильвен Бессон | Le Temps

100 миллионов на служение Аллаху

Обыски, проведенные в ноябре 2001 года в городке Кампионе близ Лугано (Швейцария. - Прим. ред.) у руководителей исламского банка "Ат-Таква", позволили полиции захватить тонны документов. На их анализ уйдут месяцы. Постепенно швейцарские следователи обнаруживают, что их содержание не имеет никакого - во всяком случае, прямого - отношения к Усаме бен Ладену и его сети "Аль-Каида", в финансировании которой обвиняются банкиры Юсеф Нада и Галеб Химмат. Найденные у них документы имеют отношение к гораздо более крупной и старой организации "Братья-мусульмане".

Исламская империя. В марте 1928 года в египетском городе Исмаилия, близ Суэцкого канала, собирается небольшая группа людей. Их возглавляет молодой и очень набожный школьный учитель, обладающий исключительным красноречием. Его зовут Хасан аль-Банна. С юных лет он борется против порчи нравов, которая, по его мнению, подтачивает египетское общество. Египет в то время - это полуколониальная монархия под эгидой Англии, где царят непотизм, феодализм и бедность. Хасан аль-Банна мечтает модернизировать свою страну и избавить ее от колониального ига с помощью возврата к истокам мусульманской религии. Вместе с несколькими соратниками он создает организацию, призванную способствовать пробуждению ислама среди египтян - "Общество братьев-мусульман", гибрид политической партии, религиозной ассоциации и массового движения полувоенного типа.

Сама эпоха благоприятствует мечтам об эмансипации. В Китае, Индии, во многих колонизованных странах зарождаются новые силы, жаждущие независимости, прогресса, могущества. Некоторые из них вдохновляются растущим в Европе тоталитаризмом. Именно таковы "Братья-мусульмане": через несколько лет после появления организации Хасан аль-Банна выдвгает идею создания "Исламской империи", которую он сравнивает с германским Рейхом и муссолиниевской Италией, хотя он их и критикует.

Накануне, во время и в первые годы после Второй мировой войны "Общество братьев-мусульман" переживает бурный подъем. В 1949 году, когда Хасан аль-Банна падает под пулями агентов монархического режима, организация насчитывает сотни тысяч членов. Тремя годами позже ее сторонники решают, что час возрождения Египта настал: военная хунта свергает дискредитировавшую себя королевскую власть. Возглавляемая полковником Насером, она поначалу благосклонно относится к "Братьям". Но в 1954 году, после покушения на Насера, которое новый режим приписывает им, тысячи из них идут в тюрьмы, подвергаются депортации и пыткам. Подобные витки репрессий будут продолжаться до наших дней: в мае 2005 года египетские власти арестовали сотни "Братьев-мусульман", обвиненных в подрывной деятельности.

Чтобы выжить, братство оберегает свои главные кадры. Некоторые из них уезжают в арабские страны (Сирию, Иорданию и др.), где созданы филиалы "Братьев-мусульман". Другие укрываются в Саудовской Аравии, где "Братья" не имеют легального статуса, но находятся под защитой монархии. Третьи, такие как Юсеф Нада и Галиб Химмат, эмигрируют в Европу. Старый Континент станет секретным сейфом организации.

Секретная организация. Один из документов, обнаруженных в ходе обысков в Лугано и Кампионе 7 ноября 2001 года, был назван полицейскими "Финансовой стратегией "Братьев-мусульман". Эти рукописные тексты на арабском языке описывают финансовую сеть, созданную "Братьями" в Европе в 70-е годы. Они неопровержимо доказывают существование секретной организации "Братьев-мусульман" на Западе.

"Стратегия", начинающаяся формулой "Во имя Аллаха", подписана двумя "Братьями", использующими псевдонимы Абу Амр и Абу Хишам. Она датирована 1403 годом хиджры, то есть 1983 годом по григорианскому календарю. Во введении авторы поясняют, что "некоторые члены Общества ("Братьев-мусульман". - Le Temps) с энтузиазмом встали на стезю создания исламских финансов... Их личные усилия привели к созданию Исламского банка в Люксембурге. Это учреждение начало свою деятельность в 1977 году как инвестиционный холдинг".

Шесть лет спустя сеть "Братьев" насчитывала уже не менее семи компаний, действовавших в Люксембурге, в Дании, Лондоне, на Каймановых островах и в США. Их финансовые средства по тем временам были достаточно солидны: капитал структуры, описанной в "Стратегии", составляет 100 млн долларов.

Само по себе существование учреждений, описанных в этом документе, ни для кого секретом не является. Их краткое описание можно встретить в брошюре "Исламский банк" от 1988 года, которую до сих пор можно найти в некоторых книжных магазинах. Но в этой брошюре ничего не говорится о том, что сеть находится под контролем "Братьев-мусульман". "Стратегия", обнаруженная в ноябре 2001 года, на сей счет гораздо откровеннее: "Эта база (финансовая. - Le Temps) предоставляет пространство для вовлечения людских ресурсов Братства в различные экономические и технические сферы. Помимо этого, ее легко будет использовать как прикрытие, достаточно защищенное от политической деятельности (шпионажа. - Le Temps)".

В документе отмечается, что присутствие "Братьев-мусульман" во главе компаний, составляющих сеть, позволит "влиять" на нее и "управлять" ею. Таким образом, "Братство" располагает идеальным инструментом для "сохранения в тайне финансовых транзакций" и "реализации многочисленных проектов, необходимых ей и ее членам". В 70-е годы Банк Люксембурга, в частности, профинансировал строительство исламского центра "Братьев-мусульман" в США, укрепив тем самым религиозное влияние организации в Северной Америке.

След "Джихада". По мнению Хуана Сарате, члена американского Национального совета по борьбе с терроризмом, европейская финансовая сеть является предтечей "Ат-Таквы" - исламского банка, основанного в Лугано в 1988 году. Цель обеих структур заключалась в обеспечении "экспансии политической идеологии "Братьев" на международной арене. Такие руководители "Братства", как Юсеф Нада, могли использовать свою финансовую сеть, чтобы "одной ногой стоять в легальном мире, а другой - в мире экстремистских идеологий", считает Хуан Сарате.

Реувен Паз, следователь израильской службы внутренней безопасности "Шин Бет", сумел проверить реальность связей "Ат-Таквы" с радикальным исламизмом. По его словам, швейцарская компания выделила миллионы долларов на деятельность Всемирного института исламских исследований (WISE), базирующегося во Флориде. В 90-е годы WISE негласно возглавлялся членами "Исламского джихада" - палестинской группировки, свершившей многочисленные теракты против Израиля. Существование связи между "Ат-Таквой" и WISE подтверждается швейцарскими и американскими властями. Однако Юсеф Нада утверждает, что никогда не слышал об этом институте.

На допросах Юсеф Нада почти ничего не рассказал о найденных у него документах, как и о своей деятельности в качестве спонсора исламизма. Он признался лишь в оказании помощи отдельных лицам: в частности, в том, что он дал 15 тысяч франков главному тунисскому исламистскому лидеру Рашиду Ганнуши, ныне живущему в эмиграции в Лондоне.

В течение многих лет он также отвечал за международные политические контакты "Братьев-мусульман". Он был их теневым послом, который в 80-90-е годы выполнял негласные посреднические миссии во многих кризисных зонах - от Афганистана до Алжира. Повсюду его вмешательство было направлено на прекращение конфликтов между мусульманами и их объединение под знаменем ислама.

Саудовский друг. В ходе обыска в Кампионе швейцарские следователи нашли письмо, которое Юсеф Нада написал в 1995 году одному из своих соратников, фигурирующему как "брат Абу Мухаммед". Судя по содержанию послания, речь идет о человеке, очень близком к саудовской королевской семье. Юсеф Нада выражает ему признательность за поддержку, которая Саудовская Аравия оказала "Братьям-мусульманам", преследовавшимся светскими диктаторами вроде Насера или полковника Каддафи.

Он также дает яркое определение того, чем стало "Братство" за то время, пока он находился в эмиграции: "Мы - не партия, не организация и не группа. Хвала Аллаху, мы - динамичная школа мысли... Сегодня наша общность подобна желеобразной массе, которая расползается во все стороны, если на нее надавить, и которая будет продолжать увеличиваться. Мы убеждены, что наше поле деятельности - это весь мир, наша община - это община ислама повсюду в мире".

Второй руководитель банка "Ат-Таква", Галеб Химмат, выполнял в "Братстве" практически те же функции, что и Юсеф Нада. Он знает многих иранских лидеров и в 1979 году посетил Тегеран, чтобы поздравить аятоллу Хомейни с победой исламской революции. С 1968 года он часто посещал турецкого исламистского лидера Неджметтина Эрбакана, бывшего премьер-министра и руководителя запрещенной партии "Рефах". Галеб Химмат является членом наблюдательного совета Исламского фонда города Маркфилд (северная часть Англии). Этот частный мусульманский университет, являющийся одним из крупнейших в мире, непосредственно связан с фундаменталистской партией "Джамият-и ислами" - пакистанским аналогом "Братьев-мусульман".

Галеб Химмат, ведший затворническую жизнь на своей вилле на берегу озера Лугано, долгое время отрицал, что он играл какую-то роль в "Братстве". Однако в ходе расследования было установлено, что он "возглавлял "Братьев-мусульман" Германии". Этим высоким статусом он обязан своей долгой дружбе с Саидом Рамаданом, бывшим директором Женевского исламского центра и отцом двух известных швейцарских исламистов - Тарека и Хани Рамадан.

Источник: Le Temps


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru