Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
6 апреля 2006 г.

Николас Гвоздев и Дмитрий Симес | Financial Times

Америка не может сидеть на двух стульях в отношениях с Россией

США утверждают, что всерьез намерены действовать через ООН, чтобы оказать давление на Иран и заставить его отказаться от создания ядерного оружия. Но анемичное заявление, выпущенное недавно Советом Безопасности ООН (плод трех недель интенсивных переговоров), не предвещает успеха. Это полезный первый шаг, но абсолютно не то, что хочет администрация Буша.

Да, как сказал недавно бывший американский советник по национальной безопасности Брент Скаукрофт: "Для сдерживания Ирана важно существование единого фронта между США, Европейским союзом, Россией и Китаем, чтобы помешать Ирану эксплуатировать разногласия, найти слабое звено и, в конце концов, продолжать свою программу".

России не нужен ядерный Иран. Правительство президента Владимира Путина прекрасно понимает, что в интересах России быть на стороне США в таком важном вопросе, как этот, особенно когда Вашингтон действует в согласии с крупными европейскими державами. Но Тегеран с бомбой представляет куда меньшую реальную угрозу для России, чем для США. Голоса на Западе, которые твердят, что иранские "исламисты" с атомной бомбой поставят под угрозу безопасность России, похоже, не понимают, что с точки зрения России Иран в целом ведет себя как "добропорядочный сосед".

Россия, возможно, готова чем-то поступиться, чтобы принять опасения США, даже за счет важных экономических связей с Тегераном, но сотрудничество с США по Ирану оказывается под угрозой из-за пристрастности некоторых представителей администрации Буша, равно как из-за хора голосов вне правительства, призывающих вместо нынешней политики вовлечения принять оторванную от жизни концепцию "селективного сотрудничества".

Сторонники дозированного партнерства ожидают от Москвы полной поддержки Вашингтона по важным для США вопросам, при этом полагая, что США могут, не опасаясь последствий, проводить политику, которую Россия считает противоречащей ее интересам на постсоветском пространстве.

Многие в России считают, что Вашингтон избрал стратегию противодействия всем проявлениям российского влияния на евразийском пространстве, даже когда опасения России закономерны; хотя недавние шаги по введению рыночных цен на газ были неуклюжими. США поддерживали проамериканское правительство Украины в том, что оно должно и дальше получать из России газ со значительными субсидиями. Теперь московские наблюдатели ждут, сделает ли Вашингтон то же самое для Белоруссии, которую уведомили, что и ей придется платить за российские энергоносители по рыночным ценам.

Разумные люди могут сказать, что позиция США по всем этим вопросам честна и служит американским интересам. Но они не могут отрицать очевидное: такие действия неизбежно воспринимаются Москвой в совсем ином свете и это сильно сказывается на расчетах поддерживать или не поддерживать США по важнейшим международным вопросам.

Кое-кто в Вашингтоне утверждает, что российские сомнения не имеют значения: Россия в любом случае будет "с нами" по Ирану и нет нужды заискивать перед Кремлем. Но есть разница между формальным сотрудничеством (отражением которого стало недавнее заявление ООН) и активными усилиями (включая обмен разведданными между двумя спецслужбами, сохранившими недоверие друг к другу со времен холодной войны), которые могут привести к подлинному успеху в предотвращение получения Ираном атомной бомбы.

В конце концов, хотя и Россия, и США являются мишенями "Аль-Каиды", охлаждение отношений после 1999 года препятствовало совместным действием против "Талибана" в Афганистане до 11 сентября 2001 года - после этого с предложениями выступил сам Путин.

Администрация Буша еще не решила, является ли новое сдерживание России в Евразии более высоким приоритетом, чем создание эффективной коалиции пяти постоянных членов СБ по иранской ядерной программе.

Селективное сотрудничество - идея, что США могут получить выгоды от партнерства с Россией по Ирану, не прекращая усилий по вытеснению российского влияния, - это химера. Америка может предпринять второе, если она готова отказаться от первого. Внешняя политика - не пьеса моралите, и бесплатный сыр удается получить редко, особенно от Путина и особенно тем, кого он считает противниками. Выдавая за действительное прямо противоположное, мы не укрепляем свою безопасность.

Источник: Financial Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru