Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
6 августа 2004 г.

Редакция | The Economist

Путин против олигархов

"Кажется, что с нами играют, как киты-убийцы с детенышем тюленя". Так один из сотрудников ЮКОСа описывает настроение в компании, которая была китом российской нефтяной индустрии, а теперь пытается удержаться на плаву под градом судебных атак.

На этой неделе стало ясно, что компания может и дальше качать нефть, но налоговое министерство не прекратит проверку невыплаты налогов в 2002-м и 2003 годах, чтобы прибавить их к почти 7 млрд долларов, которые оно хочет получить за два предыдущих года. На прошлой неделе прокуратура обвинила Леонида Невзлина, одного из главных акционеров ЮКОСа, сейчас живущего в Израиле, в подготовке убийства.

Аналитики иностранных инвестиций тоже испытывают приступы морской болезни. Уже больше года, с тех пор, как началась атака на ЮКОС и его главу Михаила Ходорковского, многие говорят о том, что ее целью является наказание Ходорковского за приобретение политического влияния и, возможно, отделение его от ЮКОСа, но фирма при этом должна остаться в целости и в частных руках.

Захват активов друзьями Кремля, наверное, неприятен Ходорковскому, но не плох для экономики, обыкновенно говорили российские наблюдатели. Но по недавним заявлениям можно догадаться о другом плане Кремля: раздробить ЮКОС и продать по заниженным ценам, а главное производственное дочернее предприятие "Юганскнефтегаз", возможно, отдать государственной нефтяной компании "Роснефть" (новый президент которой Игорь Сечин - один из ближайших соратников президента Владимира Путина).

Если это произойдет, мрачно говорит Эл Брич из Brunswick UBS, обычно умеренный иностранный аналитик, "трудно будет не признать, что главной мотивацией Кремля является личная власть и богатство".

Однако конец ЮКОСу еще не пришел и, возможно, пока не придет. На прошлой неделе судебные приставы, похоже, отступили, дав ЮКОСу еще месяц на уплату налогового долга в 3,4 млрд долларов за 2000 год. Это все равно представляется невыполнимым. Но шаг открывает возможность для переговоров, которые, по слухам, идут.

Впрочем, на подобных переговорах, если что-то и решится, то только то, что получат за ЮКОС его владельцы и сколько времени Ходорковский и его партнер Платон Лебедев должны просидеть в тюрьме за предполагаемые махинации и неуплату налогов. А проволочки, возможно, дают время провести в Кремле более темные переговоры о дележе добычи. (Статья была опубликована до того, как было отменено решение, разрешающее ЮКОСу пользоваться его банковскими счетами для оплаты текущих операционных расходов - прим. ред.)

Президенты и прецеденты

Не исключено, что Путин надеялся на более быстрое, тихое и аккуратное решение. Но его индифферентность во время эскалации войны с ЮКОСом (если не считать нескольких успокаивающих, но пустых заявлений) объяснила инвесторам два момента, в которые им не хотелось верить.

Во-первых, он готов спровоцировать полномасштабную панику на рынке, лишь бы не отступить и не потерять лицо. Во-вторых (это пока не доказано, но все больше похоже на правду), он готов к ренационализации. Это вызывает серьезные вопросы. В безопасности ли другие компании? Какую роль государство будет играть в экономике? Кто окажется в выигрыше?

В широком контексте не так уж важно, кому принадлежит ЮКОС. Действительно, говорит Яков Паппе из Института экономических прогнозов Российской академии наук, национализация ЮКОСа, если ее провести правильно, исправила бы ошибку, совершенную в ходе приватизации 1990-х годов. Предполагалось, что "Роснефть" станет одной из крупнейших нефтяных компаний, а кончилось тем, что она меньше многих.

Уже не один месяц имеются признаки того, что государство хочет увеличить свою роль в нефтяном секторе, говорит Крис Уифер из Альфа-банка. Россия является вторым после Саудовской Аравии мировым производителем и экспортером нефти. Один только ЮКОС добывает 2% от общего мирового объема, обгоняя Ливию.

На прошлой неделе, когда он пригрозил остановить производство, утверждая, что таково решение суда, мировые цены на нефть подскочили до нынешнего рекордного уровня. Национализация ЮКОСа дала бы России в нефтяном секторе такие же рычаги, какие она имеет в газовом: контролируемая государством монополия "Газпром" продает газ почти всем соседям России и многим странам Европы.

Возможно, главным предметом борьбы в Кремле является то, кому достанутся активы ЮКОСа: "Роснефти", дружественной Кремлю частной компании вроде "Сургутнефтегаза" или новому нефтяному дочернему предприятию "Газпрома". "Роснефть" уже наращивает вес, ведя в партнерстве с иностранными компаниями разведку у побережья Сахалина. Аналогичные совместные предприятия могут получить указание исследовать резервы в Восточной Сибири.

Но Кремль может побуждать частные фирмы, пока лениво относящиеся к разведке, взять часть бремени на себя, говорит Алексей Мухин из аналитического Центра политической информации. Принимая во внимание судьбу ЮКОСа, они быстро отреагируют на подобные пожелания. Компании из других секторов тоже станут внимательнее к желаниям властей. То есть, говорит Мухин, Кремль вводит "государственный капитализм".

Когда Путин пришел к власти, многие предсказывали, что он заменит своими людьми "олигархов", группу, сформировавшуюся вокруг его предшественника Бориса Ельцина. Владимир Гусинский и Борис Березовский, медиа-магнаты, вставшие у него на пути, были вынуждены покинуть страну, а еще несколько бизнесменов капитулировали после угроз со стороны прокуратуры.

Ходорковский принадлежал к другой, потенциально опасной группе, считает Мухин, куда входят нефтяник и хозяин английского футбольного клуба Роман Абрамович и алюминиевый магнат Олег Дерипаска. "Дерипаска имеет все шансы стать следующим, хотя это не обязательно произойдет", - говорит Мухин.

Но Путин, похоже, расправился с одними монстрами не только для того, чтобы создать других. Люди, о которых говорили, что они станут "путинархами", такие, как банкиры Владимир Коган и Сергей Пугачев, по-прежнему процветают, но не стали миллиардерами и не получили постов в правительстве. Чиновники, которых подозревают в связях с бизнесом, стали более мелкой рыбешкой, а наиболее заметные - министр связи Леонид Рейман и министр печати Михаил Лесин, теперь ставший советником президента, появились еще до Путина.

Есть потенциальные олигархи, такие, как Алексей Мордашов из "Северстали", один из бывших сотрудников которого теперь стал министром транспорта. Но новые влиятельные фигуры, говорит Мухин, являются не олигархами, а "надсмотрщиками". Это люди вроде Сечина из "Роснефти", его кремлевского начальника Дмитрия Медведева, входящего в правление "Газпрома", и других советников Путина, курирующих государственные компании.

Есть опасение, что хотя эти люди, в отличие от олигархов, теоретически обязаны всем Путину, верным может оказаться обратное. "Без противовесов и разделения власти Путин может попасть под влияние своего окружения, постоянно дающего ему советы и говорящего, что он хозяин всего", - говорит Евгений Ясин, возглавляющий Высшую школу экономики. По его словам, эти бюрократы являются "людьми, которые считают своей задачей защиту государственных интересов, а бизнес - скопищем воров".

Евгения Альбац, журналист и политолог, специализирующаяся на силовиках, соглашается, отмечая, что проблема не в том, что государство устанавливает контроль, а в том, что контроль устанавливает культура силовиков. Многие союзники Путина, говорит она, были в прошлом нижними чинами КГБ, не обладающими навыками бизнеса, но получившими посты в "правительстве посредственностей". Социолог Ольга Крыштановская добавляет, что их влияние в более мелких частных фирмах и лоббистских группах парламента тоже растет.

При такой группе в верхушке власти в России будут продолжаться конфликты между бюрократией и крупным бизнесом, которые будут решаться через пристрастную судебную систему. Это "ослабит доверие между бизнесом и государством", говорит Ясин, и подтолкнет местных политиков и чиновников к использованию аналогичных методов, что еще больше замедлит создание правового государства. Как и в случае с олигархами в 1990-е годы, риск заключается в том, что интересы надзирателей и творцов экономической политики безнадежно переплетутся. Различие состоит в том, что правительство становится все более закрытым и отделить одних от других будет все труднее.

Источник: The Economist


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru