Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
6 августа 2004 г.

Анна Зафесова | La Stampa

Ликвидация социального государства в России

Социализм закончился. За автобус теперь надо платить, так же как и за свет, лекарства, телефон, отпуск, жилье. Пенсионеры, военные, инвалиды, сироты, ветераны труда, участники всех войн ХХ века, жертвы чернобыльской радиации и сталинского "Гулага", заслуженные работники и доноры - вся армия обделенных, которую путинская Россия унаследовала от СССР, бунтует. Ведь с 1 января 2005 года будут отменены льготы для социально слабых категорий населения. Вчера на внеочередном заседании Дума подавляющим большинством положила конец социальному обеспечению. Молниеносная реформа с разрушительными последствиями.

Давно в России не наблюдалось таких социальных волнений: манифестации, пикеты, голодовки. Пока депутаты в зале давили на кнопки, парламент осаждали манифестанты, кричащие: "Позор убийцам". Группа молодых левых экстремистов на час захватила кабинет министра здравоохранения и социального развития Зурабова. Кортеж ликвидаторов чернобыльской катастрофы прошел через пол-России, а один из их товарищей по несчастью умер от голодовки. Популярность Путина, знаменитый рейтинг любви к президенту, который четыре года держался на невероятном уровне 70%, впервые опустился ниже 50.

Это революция, настоящий конец советской системы. Даже после падения социализма никто не осмеливался тронуть привилегии и льготы. Наоборот, в последние десять лет были введены новые, например, бесплатные лекарства для пенсионеров. В условиях резкого посткоммунистического обнищания лишь государственная опека позволила миллионам людей выжить. Недостаточные, трудно получаемые, зачастую существующие лишь на бумаге льготы все же были спасательным кругом, а также возможностью для государства показать, что оно заботится о своих гражданах.

Но теперь этому пришел конец. Перепись льготников дала невероятную цифру - 107 млн человек. Это в стране с населением 143 млн. А затраты на льготы равны двум годовым бюджетам России. Невыносимая ситуация, однако на протяжении многих лет правительство предпочитало лишь частично финансировать свои обязательства. Теперь высокая цена на нефть позволяет государству предложить россиянам монетизацию отменяемых льгот.

С 1 января 2005 года пенсионеры будут получать на 450 рублей, примерно 13 евро, больше. Эти деньги должны будут заменить бесплатные лекарства и поездки, отпуск в здравницах, скидки на оплату света и телефона и множество других льгот. Для других категорий компенсация будет варьироваться от 50 до 1550 рублей (от 1,5 до 35 евро).

В рамках настырной пропагандистской кампании выпуски новостей каждый вечер показывают резвых либерально настроенных бабушек, которые заявляют, что им от государства ничего не нужно и что они предпочитают реальные деньги гипотетическим льготам. Однако в жизни бабушки далеко не столь уверены. В сельской местности, где нет автобусов, на которые можно сесть, и телефона, за который можно заплатить со скидкой, маленькая компенсация будет существенной прибавкой к семейному бюджету. Однако для целых категорий граждан отмена льгот подобна смерти: компенсация не покрывает даже десятой части затрат на инсулин для диабетика. А бесплатное жилье для многих - это единственная возможность, пусть даже после многих лет ожидания и бюрократических процедур, улучшить свои условия жизни.

Другими словами, монетизация будет выгодна здоровым и активным, т.е. тем, которым не особенно нужна помощь. Есть также и психологический фактор: даже если льготы не сильно влияли на уровень жизни, они являлись правом, вознаграждением за жизнь, проведенную в работе на государство, тем, что оставалось от социального договора, от которого нельзя откупиться деньгами. В этом смысле капиталистическое российское правительство просчиталось.

Министры в искреннем недоумении: реальные деньги взамен на зачастую неиспользованные льготы, разве это не хорошая сделка?

"С российской бюрократией есть риск, что социальная реформа не будет функционировать как предусмотрено и люди не получат обещанных денег. И тогда Путин окажется в трудной ситуации ", - звучит ответ политолога Вячеслава Никонова.

Все долго ждали, что российский президент, наконец, конвертирует свою огромную популярность в резкие и непопулярные реформы. Это огромный политический риск. Ведь Путина любит и выбирает страна, которая устала от слишком больших перемен за последние 20 лет и у которой аллергия на слово "реформы".

После переизбрания в марте момент настал. Естественно, неожиданно. Никто, ни президент, ни его партия "Единая Россия", не обещали до этого избирателям сокращений в социальной сфере. Кремль организовал реформу как десантную операцию: три чтения 1000-страничного документа за десять дней, отвергнув 3000 поправок, которые накопились у оппозиции. Однако социальное недовольство заставило депутатов нажать на тормоза. С 2006 года льготникам будет предоставлена возможность выбирать между деньгами и льготами.

Номенклатура уже сделала свой выбор: Дума готовится проголосовать по закону о льготах государственным служащим, которые получат то жилье, отпуска, поездки и лечение, которое отобрали у народа.

"Бюрократия обеспечивает себе социализм, в то время как все остальные будут жить при диком капитализме", - комментирует Сергей Митрохин из оппозиционной либеральной партии "Яблоко".

Источник: La Stampa


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru