Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
6 декабря 2000 г.

Эдриэн Джек | Financial Times

Борьба за жизнь российского реалиста

Тайная полиция отняла у Игоря Обросова отца. Художник начал работать в 60-х. Сегодня наконец-то можно увидеть его картины, посвященные сталинским репрессиям.

В темном углу своей студии, находящейся на чердаке одного из зданий в центре Москвы, Игорь Обросов создал алтарь, печальный памятник кровавой истории своей страны. Он включает свет, чтобы можно было разглядеть красные мемориальные ленты вокруг серии поразительных картин, на которых изображено то, что довелось пережить его семье во время сталинских репрессий.

"Ночной гость" посвящен офицеру тайной полиции, готовящемуся произвести арест, лицо которого изображено не более детально, чем шинель, переданная двумя стилизованными треугольниками. На картине "Признание виновности" изображен его отец, стоящий в тюремной камере в окружении двух охранников. Чистый лист бумаги и ручка ждут его заявления.

На самой сильной из работ, картине "Ожидание", представители власти отсутствуют, здесь художник показал лишь жуткие повседневные страхи россиян, живших в те времена. Его родители сидят одетые в собственной квартире в четыре часа утра, смотрят на улицу и готовятся. Из окна они видят свет у входа в здание, свидетельствующий о неминуемом прибытии бригады, которая куда-то уведет очередные жертвы.

Обросову было всего семь лет, когда именно это произошло с его отцом, известным врачом, вступившим во время Революции в Социал-демократическую партию. Его увезли в лагерь в 1937 г., его "признание" не было подписано, о казни ничего не было известно, но достаточно быстро стало ясно, что она состоялась.

Вслед за отцом последовали братья; мать выжила лишь вследствие редких преимуществ, которые дает бюрократический педантизм: родители Обросова не регистрировали свой брак, она сохранила свою девичью фамилию, а потому у чиновников не было оснований - четкого семейного родства - для того, чтобы ее арестовать. Но в серии потретов, показывающих, как сильно она страдала, на ее лице ясно видна скорбь.

История этих картин сама по себе может послужить хорошим напоминанием о том, как много всего изменилось в России за последнее время. Обросов начал писать свои полотна тайно в начале 60-х гг. Работы не были включены в каталог его картин, опубликованный в 1987 г. Туда попал лишь лишенный контекста портрет отца, который можно было увидеть вместе с не менее душераздирающими, официально санкционированными картинами о жизни россиян во время Второй Мировой войны.

Обросов рассказывает, что в 1989 г., посетив выставку его работ, Михаил Горбачев, человек, благодаря которому появилась наконец возможность увидеть все картины художника, простоял напротив них 20 минут. В последующие годы две из работ завоевали призы. В отличие от многих россиян он уважает бывшего советского лидера за то, что тот изменил жизнь в стране.

"Тема всех моих картин - метаморфоза и жестокость жизни, - рассказывает он. - 1937 г., война, разрушение российского ландшафта". Помимо насилия над человеком постоянной темой его работ является деревня, часто изображенная такой, какой он увидел ее из окна своей дачи: поля, стога сена, посевы, сельскохозяйственные постройки.

Обросов вырос в Москве, но нашел источник вдохновения в сельских регионах к северу от столицы. Туда корнями уходит семья его матери. Несмотря на все очарование пейзажей, село с точки зрения художника - зеркало одной из тенденций, столь же мрачной, сколь и все остальные. Раскулачивание уничтожило крестьянство; индустриализация тоже нанесла стране тяжелый урон. Потом война. "В деревне жило 200 человек, 80 из них не вернулись, - рассказывает он. - На самом деле русская деревня уже не существует".

Обросов, родившийся в 1930 г., и в 50-х гг. закончивший Строгановское художественное училище, считает, что по сравнению с трагедией семьи, его собственная жизнь сложилась достаточно удачно, несмотря на то, что до 1995 г. его много раз лишали членства в Российской академии художеств.

Но он говорит, что выжил, несмотря на то, что не выполнил ни одного из бесконечных заказов на портреты Ленина и политических лидеров более позднего времени; он отверг социалистический реализм, единственный стиль, санкционированный властями. "Вместо этого я и мои современники работали в стиле критического реализма или настоящего реализма, - говорит он. - Никто меня не ограничивал".

За смертью Сталина последовала политическая оттепель, одним из признаков конца которой стали неодобрительные замечания Никиты Хрущова, сделанные им во время посещения выставки живописи в Манеже в 1962 г. Совесткий лидер раскритиковал абстрактные полотна. Подозрение пало и на Обросова, представившего стилизованный натюрморт с лимонами, продававшийся в то время в виде литографии. Его спас один известный художник, заявивший, что подозрительные фрукты выглядят "настолько реально, что их можно есть".

Он не любит ничего вычурного. Его стиль практически не менялся все эти годы, хотя темы эволюционировали. Кроме трагических источников вдохновения, много раз в течение жизни он обращается к пышным обнаженным телам русских женщин. "Женщины - первое искусство", - заявляет он с озорной улыбкой.

Сегодня он широко признанный художник, его картины представлены в галереях Москвы, других городов России, Германии и США. Он ездил за границу, в частности, чтобы создать цикл пустынных пейзажей норвежского Бергена.

Но прошлое постоянно преследует его. На многих из его сильных стилизованных портретов изображены люди, к которым он по-прежнему привязан, влияние которых он охотно признает. Он с уважением хранит цветы, купленные 26 лет назад в честь смерти друга, художника и источника вдохновения Виктора Попкова, погибшего в автокатастрофе.

Он представил проект памятника на Лубянской площади, недалеко от главного здания бывшего КГБ, что отражает двойственное отношение, не дающее россиянам огульно критиковать все аспекты советской жизни. По словам художника памятник необходимо поставить всем репрессированным, пострадавшим как о рук нацистов, так и от рук коммунистов. Этот художественный дар помог бы ему успокоить собственные муки. Пейзажи Игоря Обросова выставлены в галерее "Интерколор", Малая Дмитровка, 24/2. Выставка проходит до конца декабря. В начале будущего года работы художника будут представлены в Российской академии художеств в Москве.

Источник: Financial Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru