Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
6 декабря 2005 г.

Фред Уэйр | The Christian Science Monitor

Россия ограничивает "иностранное влияние"

Законодатели хотят ужесточить государственный контроль над 450 тысячами общественных организаций

Офис "Открытой России" в центре Москвы называли Цитаделью из-за готического фасада. Но сегодня в образовательном центре, созданном нефтяным магнатом Михаилом Ходорковским преобладают осадные настроения. Как и многим другим российским некоммерческим организациям, связанным с проблемами публичной политики, ему грозит закрытие по новому закону, который должен рассматриваться в Думе на будущей неделе.

"Не хочу быть Кассандрой, но боюсь, что грядут темные времена для всего некоммерческого сектора в России, - говорит программный директор центра Ирина Ясина. - В России царит шпиономания, и предметом пристального внимания является каждая организация, получающая зарубежное финансирование".

Все 450 тысячи российских общественных организаций, от спортивных клубов по месту жительства до благотворительных фондов и правозащитных движений национального масштаба, в будущем году должны будут перерегистрироваться в специальном государственном органе. Существенные поправки к российскому закону о неправительственных организациях (НПО), принятые Думой в ноябре, предполагают уровень государственного контроля, невиданный с советских времен.

Главная цель, заявил на прошлой неделе президент Владимир Путин, - не дать финансируемым из-за рубежа НПО заниматься в России политической деятельностью. Хотят того эти организации или нет, они становятся инструментом в руках иностранных государств, которые используют их для достижения своих политических целей, сказал Путин. Он назвал такую ситуацию неприемлемой.

Глава ФСБ Николай Патрушев недавно обвинил НПО, получающие зарубежное финансирование, в подготовке революций в постсоветских государствах: на Украине, в Грузии и Киргизии. Он призвал принять новый закон об НПО, предупредив, что несовершенство нынешнего законодательства и отсутствие эффективных механизмов контроля со стороны государства создают питательную среду для проведения разведывательных операций под видом благотворительной и иной деятельности.

В понедельник Путин назвал новый закон важной мерой по защите России от распространения идеологии терроризма.

Сторонники закона подчеркивают, что во многих государствах запрещено иностранное вмешательство в политику, а целью нового закона является наведение порядка в секторе НПО. "В сфере общественных организаций царит вакханалия, которая препятствует консолидации общества и приведет к развалу России", - говорит один из авторов закона Валерий Гальченко.

19 млн долларов - на какие цели?

"Открытая Россия", получившая в этом году 19 млн долларов с иностранных счетов Ходорковского, является очевидной мишенью. "Власти представляют дело так, как будто мы учим людей строить баррикады, - говорит Ясина. - Но в любой развитой стране не считалось бы политической деятельностью то, чем мы занимаемся: проведение семинаров, обучающих ведению политических дебатов, уважению к закону, гражданскому сотрудничеству и толерантности".

Многие представители НПО подчеркивают, что Кремль манипулирует термином "политическая деятельность", вводя мир в заблуждение по поводу своих намерений. "То, чем занимается большинство НПО, нельзя назвать политикой", - говорит Алексей Симонов, президент Фонда защиты гласности, уже 15 лет следящего за ситуацией со свободой СМИ. Речь скорее идет о критике или поддержке отдельных политических решений. Речь идет о развитии или защите общественных интересов, говорит он.

"Новый закон призван вызвать страх в секторе НПО, изменить отношения между государством и обществом таким способом, который более уместен для нашего советского прошлого", - отмечает Симонов.

Если закон будет принят, международные НПО должны будут закрыть свои представительства и перерегистрироваться как российские организации.

"Такой вариант нас не устраивает, потому что у нас интернациональная команда, - говорит Александр Петров, российский заместитель директора зарегистрированной в Нью-Йорке организации Human Rights Watch. - Десятилетие назад то, что происходит сейчас, невозможно было себе представить. Это показалось бы антиутопией".

Новый закон уделяет особое внимание аналитическим центрам. На прошлой неделе заместитель министра иностранных дел Александр Яковенко заявил, что российскую внешнюю политику неверно интерпретируют за границей, и это неудивительно. По мнению Яковенко, это происходит потому, что российские и западные СМИ цитируют мнения экспертов НПО, финансируемых иностранным капиталом.

Депутат Думы Алексей Островский, один из авторов закона, полагает, что примерно четверть российских НПО получает деньги из-за границы. Среди них сотни организаций, критикующих государственную политику: экологи, правозащитники, борцы с коррупцией и так далее.

Часть иностранного финансирования поступает из государственных источников, таких как USAID или европейский TACIS, но значительная часть приходит от частных доноров типа фондов Форда или Макартура. Сотрудники российских НПО говорят, что получают иностранную помощь, так как отечественный бизнес не стремится им помогать.

Богатый россиянин, щедро помогавший организациям гражданского общества, Ходорковский, по мнению многих экспертов, стал объектом преследований именно потому, что Кремль приводила в ярость его "политическая деятельность".

Новые ремешки российского кошелька

В ноябре Дума внесла поправки в госбюджет 2006 года, включив в него 500 млн рублей (около 17 млн долларов) на развитие демократии в России и за рубежом. Многие НПО приветствовали этот шаг. Но, по мнению Симонова, это признак того, что Кремль хочет заменить независимое гражданское общество ручными НПО.

"Подавая заявку на иностранный грант, я описываю, что я собираюсь делать, а фонд решает, давать ли на это деньги, - говорит он. - В случае с российским правительством оно будет решать, что мне делать на те деньги, которые оно мне даст".

По нынешнему закону НПО информируют о своих источниках финансирования налоговые органы. Новый закон потребует от них регистрации в специальном государственном агентстве, которое изучит финансовую документацию и деятельность каждой НПО, прежде чем решит, закрывать ее или нет.

Власть бюрократии

По словам Эллы Памфиловой, возглавляющей кремлевский совет по развитию гражданского общества, она опасается, что закон даст чиновникам слишком большую власть.

"Я не вижу необходимости в таком спорном, сыром, предполагающем взяточничество законопроекте, который открывает чиновникам широкие возможности для беззакония, - говорит она. - Когда чиновник подвергнется критике, у него будет в десять раз больше способов закрыть общественную организацию, обвинив ее в том, что она занимается политической деятельностью".

Даже организации, далекие от политики, выражают озабоченность.

"Мы уже столкнулись с целым рядом трудностей, а бюрократические препоны, связанные с перерегистрацией, могут привести к серьезным проблемам, - говорит Юрий Каспаров, председатель Российского общества новой музыки. - Государственного финансирования творческих союзов уже нет. Если станет труднее, это приведет к краху".

В ответ на критику Путин в понедельник сказал, что закон следует смягчить. Его администрация направит в Думу поправки в течение пяти дней.

Путин назвал демократический процесс и гражданское общество главными достижениями современной России и потребовал обеспечить, чтобы вместе с водой не выплеснули и ребенка.



facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru