Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
6 февраля 2002 г.

Эндрю Джек | Financial Times

Возрождается жертвенная душа России

Владельцы крупнейших компаний России начинают думать о том, как можно было бы вернуть другим часть того, что у них есть.

В январе компания "Русский алюминий", крупнейших производитель алюминия с темной репутацией, заявила, что станет главным спонсоров российской олимпийской сборной. Эта сделка, скорее всего, обойдется компании с сотни тысяч долларов.

"ЮКОС", вторая крупнейшая нефтяная компания страны, не всегда справедливо обходившаяся с мелкими акционерами, только что пожертвовала 10 млн. долларов на создания фонда "Открытая Россия", который будет финансировать большое количество различных образовательных и культурных проектов.

Другая нефтяная компания, "ТНК", в течение трех лет выделит 1,5 млн. долларов на то, чтобы помочь в финансировании программы "Российское Лидерство", которую поддерживает Библиотека Конгресса США. Эта программа дает возможность восходящим звездам политики и бизнеса познакомиться с жизнью в США.

Руководители компаний удерживают свои дочерние предприятия под жестким контролем, их прибыли увеличиваются вместе с экономическим ростом в России и ценами на сырье. Многие начинают думать о том, что они оставят после себя, и делиться скромной частью своих доходов.

"Мне кажется, что объемы пожертвований корпораций растут, особенно после финансового кризиса августа 1998 г.", - говорит Сергей Туркин, директор независимой исследовательской группы "Агентство Социальных Инвестиций".

По оценкам Ольги Алексеевой, директора московского представительства британского "Charities Aid Foundation", ведущие бизнесмены страны в настоящее время выделяют ежегодно 5-20 млн. долларов. "Появилось молодое поколение лидеров, знакомых с западным менеджментом. Они считают корпоративную ответственность частью новой культуры", - считает она.

"Филантропия имеет глубокие корни в русской душе", - отмечает Елена Тополева, глава Агентства Социальной Информации. По ее словам, существует долгая традиция, дореволюционная история пожертвований, особенно свойственная Православной Церкви и известная своими социальными проектами, например, приютами для сирот.

В советские времена это замалчивалось. Государство считало, что обязано брать всю подобную ответственность на себя. Частные лица должны были осуществлять "пожертвования" избранным государством и им контролируемым благотворительным организациям..

В первое посткоммунстическое десятилетие россияне испытывали по отношению к корпоративной социальной ответственности смешанные чувства. В 1999 г. канадская компания "Environics" провела исследование в 23 ведущих государствах, которое показало, что россияне и жители Казахстана наиболее скептично относятся к тому, что крупные компании должны играть роль в установлении высоких этических стандартов, помогать в построении общества. Люди считали, что важнее - зарабатывать деньги.

Однако лидеры бизнеса, а также и россияне с более скромными доходами, начали меняться. Большая часть средств, пожертвованных в начале девяностых, доставалась местным администрациям, которые пытались пополнить скудные и плохо управляемые муниципальные ресурсы. Многие считают это бесконечной и неэффективной тратой ресурсов.

В последнее время крупные российские компании переходят на международные нормы аудита и финансовой отчетности, и начинают называть филантропией дорогостоящие "социальные активы" - жилье для рабочих, образование, создание региональной инфраструктуры - унаследованные с советских времен, и до сих пор лежащие на плечах корпораций.

Укрепление репутации тоже играет свою роль. Владимир Потанин, бывший член правительства, стоящая во главе конгломерата "Интеррос", работающего во многих секторах промышленности, от горнодобывающего до банковского, финансирует приюты для сирот, выделяет стипендии через "Благотворительный фонд Владимира Потанина".

Михаил Ходорковский, управляющий "ЮКОСом", сравнил себя с тремя поколениями американской династии Рокфеллеров - от барона-грабителя до филантропа. Его компания создала "комнату Ходорковского" в лондонском Сомерсет-хаузе, где выставлены экспонаты из санкт-петербургского музея "Эрмитаж".

Алексеева говорит, что в действиях некоторых руководителей компаний среднего размера играет роль чувство вины. Они заявляют, что с помощью пожертвования стремятся избежать еще одной революции бедных. "Что касается олигархов, это может случиться, когда им будет 50 лет. Сейчас они дают ради славы, они гордятся этим. Зарабатывать деньги перестало быть главной целью. Это - часть процесса".

Другим фактором является просвещенная корысть. "Компании пытаются повысить свою цену на фондовом рынке, укрепляя репутацию с помощью социальных программ", - говорит Марина Леборакина, сотрудница Института Городской Экономики, опубликовавшего исследование, посвященное данной теме.

Каковыми бы не были мотивы, и насколько скромными не были бы пожертвования, первая волна корпоративной филантропии уже принесла пользу тем, кто в этом нуждается. "Мы должны обеспечить необходимую поддержку нашим спортсменам, чтобы они выглядели достойно, соревнуясь за рубежом", - заявил член руководства "Русского Алюминия" Алексей Прохоров.

Источник: Financial Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru