Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
6 февраля 2006 г.

Манфред Квиринг | Die Welt

"Рынок покончил с мафией"

Эксперт по вопросам коррупции Вадим Волков о влиянии организованной преступности на экономику России. Интервью

- Господин Волков, понятия "Россия" и "мафия" стали почти что синонимами. Насколько сильна сейчас русская мафия? Каково ее влияние на экономику?

- Организованная преступность имеет очень незначительное влияние на экономику. В Сибири или в Дальнем Востоке оно, правда, несколько сильнее. Пока что там все еще регистрируется большое количество заказных убийств, и уровень преступности очень высок. Но на западе России ситуация уже не такая плохая, как в 1990-е годы.

- Куда же исчезли гангстеры?

- Частично они превратились в "уважаемых" бизнесменов, частично - были отстранены от крупных дел чиновниками, спецслужбами и милицией. Теперь их представители предлагают то, что раньше предлагали организованные преступные группировки: защиту, взыскание долгов и предоставление внутренней информации.

- Получается, что мафии в России больше не существует?

- В определенном смысле рынок покончил с мафией в привычном понимании этого слова. Ведь если преступник становится собственником предприятия, он должен подчиняться совершенно другой логике. Существуют поставщики и рынки, бухгалтерия и учет, технологические процессы. Преступник прекращает быть преступником, как только он становится хозяйствующим субъектом.

- Но вы же не будете утверждать, что в России остались только ручные гангстеры, а никакой организованной преступности больше нет в помине?

- Конечно, нет. Но форма организованной преступности основательно изменилась. Давайте вспомним историю ее возникновения. После распада Советского Союза жизнь в России очень быстро криминализировалась. Но было бы ошибкой полагать, что виновато в этом было только "дно", существовавшее уже в советское время, так называемые воры в законе. В действительности распространение оргпреступности было связано с возникновением частной собственности и частного предпринимательства.

- Были ли первые российские предприниматели преступными элементами с самого начала?

- Нет, но начало капитализма в России сопровождалось разрушением всех государственных институтов. Организованные группировки, которые не останавливались перед применением силы, очень быстро нашли общий язык с традиционным "дном", стали предлагать предприятиям свою защиту, помощь в установлении связей или посредничество в разрешении споров. Они взяли на себя функции, которые в нормально функционирующем обществе являются прерогативой правоохранительных органов и судов.

- И кто отказывался им платить...

- ...для того страшно повышались коммерческие риски. "Крыша" была практически необходима для выживания, для того, чтобы получить преимущества перед конкурентами. И поскольку на этом этапе государство было не в силах обеспечить ничего подобного, организованные преступные группировки заполнили пустующую структурную нишу.

- Где они брали людей?

- Это были спортсмены, ветераны войны в Афганистане, участники региональных войн в Чечне, Абхазии и на Балканах, бывшие заключенные, милиционеры и сотрудники спецслужб, многие из которых тогда потеряли работу.

- Однако условия для деятельности криминала изменились.

- Да, с принятием в 1992 году закона о частной охранной деятельности. Охранные предприятия стали конкурентами преступных группировок, хотя в принципе они делали то же самое. В регионах к борьбе с организованной преступностью подключились милиция и администрации. Под давлением конкуренции крупные группировки "договорились" с губернаторами и занялись легальным бизнесом.

- В каких областях гангстеры становились предпринимателями?

- В любых, где крутилось много наличных денег. И там, где по-настоящему простые технологии, в отраслях, где не нужно много специалистов или больших инвестиций. Это преимущественно финансовая сфера и торговля, игорный и гостиничный бизнес, импорт и экспорт. Главным образом, экспорт цветных металлов.

- Какое влияние на российскую экономику имеет организованная преступность сегодня?

- Здесь рулят либо чиновники, либо военные и сотрудники спецслужб. Милиция и спецслужбы опять начинают играть важную роль. Но здесь они выступают скорее как частные предприниматели, а не как представители государства.

- В какой степени организованная преступность оказывает влияние на иностранные предприятия?

- Сегодня у иностранных инвесторов существенно меньше проблем, чем раньше, когда у них попросту могли все отобрать. При этом, однако, крупные инвесторы, если они хотят добиться успеха, нуждаются в поддержке Кремля.

- А представители среднего бизнеса?

- Они в большинстве случаев работают в регионах, и им чаще приходится искать общий язык с местной администрацией, чем с местным криминалом. Но и это все еще означает большие дополнительные расходы.

- На взятки?

- Существует прямая и косвенная коррупция. Есть губернаторы, которые требуют от инвесторов денег на свою предвыборную кампанию. Как в Америке в конце XIX века. Или, если инвестор строит промышленное предприятие, он должен построить еще и больницу.

- На что нужно обратить внимание немецким бизнесменам в России, чтобы минимизировать свои риски, насколько только возможно?

- Нужно хорошо подумать, куда вкладывать деньги. Все сферы, которые тесно связаны с государством - энергетическая, оборонная и сырьевая промышленность, - это отрасли с высоким уровнем риска. Информационные технологии, пищевая и химическая промышленность, машиностроение не столь рискованны и меньше зависят от государства. Им также нужно выбрать правильный регион и найти надежного российского партнера.

Источник: Die Welt


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru