Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
6 марта 2008 г.

Квентин Пил | Financial Times

Медведев получил возможность для перемирия

В среду Россия и Украина, стоявшие на грани конфликта, пошли на попятную, договорившись о возобновлении обычных газовых поставок. Насколько можно судить по ходу неясных переговоров, стороны пока не пришли к соглашению ни о конкретных механизмах поставок, ни об их цене. Тем не менее похоже, что Москва и Киев осознали: невозможность договориться по коммерческим вопросам вредит репутации обеих сторон - "Газпрома" как надежного поставщика энергии и украинского правительства как органа, способного проводить последовательную политику. Поэтому страны и делают еще одну попытку помириться.

Остальная Европа следит за происходящим с удивлением и тревогой - несмотря на все заверения в обратном, уже через несколько дней она непременно ощутила бы последствия данного спора.

Государственная энергетическая группа "Газпром" утверждает, что действует в абсолютно коммерческом духе: Украина не заплатила по счетам за газ, поэтому ее отключают. Однако правительства обычно так не поступают. Поставщики природного газа - тоже.

Но в данном случае все не так просто.

"Газпром" хочет получить долю украинского рынка посредством компании-посредника, а Юлия Тимошенко, премьер-министр Украины, которая сделала собственное состояние на торговле газом, не хочет допускать участия посредников. Вопрос заключается не только в ценах и оплате, но и в том, кто в результате будет контролировать денежные потоки.

За нынешней ссорой скрывается более фундаментальная проблема: россияне не воспринимают Украину как действительно независимую страну, а украинцы не верят, что русские заслуживают доверия в экономических вопросах. Дело касается не только газа. Проблема связана с суверенитетом, уважением и нехваткой прозрачности в движении колоссальных денежных потоков.

Дмитрий Медведев, новоизбранный президент России, играет важную роль в ходе переговоров, поскольку возглавляет совет директоров "Газпрома". Он не займет пост Владимира Путина до мая, однако способность России и Украины в ближайшие недели достичь компромисса станет для него первым испытанием на лидерские качества.

Все указывает на то, что Медведеву следует использовать свое избрание, чтобы вновь выровнять отношения с Европой.

Именно так поступил Борис Ельцин, став российским президентом, это же сделал и Владимир Путин в 2000 году, в начале первого срока. Лишь к концу своих сроков для обоих политиков стали характерны гнев и раздражительность - во многом из-за отсутствия уважения со стороны Запада.

В последний год Путин и его окружение использовали антизападную риторику как предвыборный инструмент, призванный обеспечить массовую поддержку пропутинским партиям в Государственной думе, а также лояльному преемнику Дмитрию Медведеву. Мишенями для нападок Путина стали НАТО, США и Европейский союз. Наиболее яркий пример - кризис в российско-британских отношениях.

Теперь выборы прошли, и продолжать противостояние не выгодно никому. Между тем жители Западной Европы стали особенно негативно воспринимать "Газпром", который считают бесцеремонным орудием в руках враждебного государства. А это не способствует реализации экономических планов компании.

Обе стороны конфликта стремятся к словесному перемирию. Этому, однако, могут помешать хрупкие и взрывоопасные связи между Москвой и бывшими республиками СССР, иллюстрацией которых служат отношения с Украиной. Россия не воспринимает ни одну из указанных республик всерьез, и ни одна из них не верит Москве. В ближайшей перспективе как раз этот факт будет мешать улучшению отношений между Россией и ЕС.

Также по теме:

"Вооруженное перемирие" не успокоило Европу (Обзор прессы)

Источник: Financial Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru