Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
6 мая 2005 г.

Мировыми лидерами, которые съезжаются в Россию на празднование 60-летия победы над нацистами, владеют противоречивые мысли о том, как быть с усиливающимися признаками авторитаризма у хозяина дома.

В понедельник Красная площадь в Москве станет местом такого собрания мировых лидеров, какое редко можно увидеть, тем более на площади, которая семь десятилетий была главной сценой для советской империи. Президент России Владимир Путин будет праздновать 60-летие победы над нацизмом вместе с президентами США, Джорджем Бушем, и Франции, Жаком Шираком, канцлером Германии Герхардом Шредером и, судя по известиям с выборов, премьер-министром Британии Тони Блэром.

Среди лозунгов и плакатов в стиле 1940-х годов соберутся примерно 53 лидера, включая президента Китая Ху Цзиньтао и премьер-министра Японии Дзюнъитиро Коидзуми. Будут лица и не столь приятные западным участникам, например Александр Лукашенко из Белоруссии, которую США называют последней диктатурой Европы. Ким Чен Ира из Северной Кореи тоже пригласили, но неизвестно, что он ответил.

Важно и то, кого не будет. Лидеры Литвы и Эстонии, которые считают окончание Второй мировой войны началом длившейся четыре десятилетия советской оккупации, не приедут. Не будет и прозападного президента Грузии Михаила Саакашвили, пришедшего к власти на волне народного восстания, к которому Буш поедет в Тбилиси в понедельник вечером.

По тем же причинам принятие решения, ехать или не ехать в Москву, вызвало смятение душ у лидеров бывших советских сателлитов вроде Польши. Министр иностранных дел одной из стран Центральной Европы в частном порядке признал, что мероприятие будет "болезненным и неприятным".

Путин надеется заклеить дипломатические трещины во время торжеств в память о событии, которое Россия считает величайшим достижением в своей истории: о победе над фашизмом, добытой почти невообразимой ценой. Погибло 27 млн советских граждан, и это вдвое больше количества жертв, которые понесли Америка, Германия, Франция и Британия вместе взятые.

Российский президент также надеется, что его способность устроить такой сбор лидеров в Москве продемонстрирует его успех в сохранении за Россией роли важного мирового игрока.

"Для него это большая возможность, - говорит Ирина Кобринская, политический аналитик московского Института мировой экономики и международных отношений. - Это один из главных моментов торжеств такого масштаба. Это редкая возможность принимать у себя мировых лидеров и выглядеть как равный".

Однако торжества проходят именно тогда, когда приверженность Путина демократии и свободе поставлена под сомнение. Это создает дилемму для мировых лидеров. Имеют ли они дело с Россией ради того, чтобы удержать Путина на верной дороге? Или они дистанцируются, оказывают давление и рискуют получить ответную реакцию?

И США, и Европейский союз проводят политику участия, но в различном стиле. Отчасти из-за партийного давления внутри страны США усиливают критику "отхода России от демократии", начиная с февральского визита Буша в Европу и его встречи с Путиным в Братиславе.

У опасений есть основания, хотя, как отметила во время апрельского визита в Москву госсекретарь США Кондолиза Райс, Россия далека от возвращения к временам СССР. Президенты и премьер-министры в выходные увидят уверенность и процветание в столице, совсем не похожей на мрачное место, каким она была 15 лет назад.

Однако, как сказала Райс, последние политические тенденции не вселяют оптимизма. Путин в последнее время сконцентрировал в своих руках еще больше власти. Одновременно он уничтожил или не сумел создать систему сдержек и противовесов власти президента.

Выборы губернаторов 89 российских регионов заменены их прямым назначением Кремлем. Изменение избирательного законодательства не допустит независимых кандидатов и небольшие партии в российский парламент, где в настоящее время две трети мест принадлежит прокремлевской "Единой России".

Государственный контроль над СМИ не тотален, но многие россияне за пределами столицы узнают новости из газет, контролируемых местными администрациями, или из эфира трех телеканалов, контролируемых государством. Эти каналы сообщают о таких событиях, как недавние массовые акции протеста против реформы льгот, но освещение событий, которое они предлагают, некритично. Лидеры оппозиции жалуются, что их не пускают в эфир, дискуссионные политические программы почти исчезли.

Юстиция по-прежнему функционирует как придаток исполнительной власти. Это проявилось в преследованиях когда-то самого богатого человека России Михаила Ходорковского и его нефтяной компании ЮКОС; эти преследования многие считают политически мотивированными. Даже перенос вынесения приговора с 27 апреля почти на три недели был воспринят как нежелание Кремля подвергаться критике за рубежом до 9 мая.

Между тем главный актив ЮКОСа был фактически ренационализирован в уплату налогового долга, достигающего 27 млрд долларов, после чего в окружении Путина началась борьба, каким образом распорядиться им в процессе перестановок в государственном нефтегазовом бизнесе. Это вызвало опасения, что некоторые представители администрации намерены перераспределить между собой активы, полученные "олигархами" в ходе российской приватизации 1990-х годов.

Некоторые региональные администрации тоже захватывают собственность. По словам предпринимателей, бюрократии пришли на смену организованной преступности. Налоговые органы, несмотря на обещания Путина обуздать их, продолжают донимать компании крупными налоговыми претензиями. Недавно совместному англо-российскому нефтяному предприятию с крупнейшими иностранными инвестициями в страну, компании ТНК-BP, предъявили претензии по недоплаченным налогам на сумму 1 млрд долларов.

Неспособность российского президента обуздать эти силы вызывает сомнения в том, что он в полной мере контролирует ситуацию. Эти вопросы ослабляют действие Послания президента Федеральному собранию на зарубежных критиков.

В нем Путин заявил, что главной политической и идеологической задачей является развитие России как свободного демократического государства. Налоговым органам не позволят "терроризировать" компании, коррупцией займутся, добавил Путин. Он даже предложил создать комиссию для обеспечения свободы слова в электронных СМИ и доступа оппозиционных партий к телеканалам.

Вопрос о том, как правильно сочетать стимулы и угрозы, чтобы добиться от Путина выполнения этих обещаний, горячо обсуждается в западных столицах. Для США это проблема тонкого балансирования. Вашингтон нуждается в сотрудничестве с Путиным в сфере борьбы с терроризмом, обеспечении безопасности российских ядерных арсеналов и нераспространении. При этом внешняя политика Буша во втором сроке открыто ориентирована на распространение демократии. Европа же, со своей стороны, тесно связана с Россией, которая в значительной мере обеспечивает ее энергетические потребности.

В США все громче звучат требования ужесточить подход. Два конгрессмена из Калифорнии вносят в палату представителей законопроект об исключении России из "восьмерки" промышленно развитых стран в случае ее несоответствия международным стандартам демократии. Два известных сенатора, республиканец Джон Маккейн и демократ Джо Либерман внесли аналогичный законопроект в сенат.

Хотя представители администрации Буша, возможно, разделяют эти чувства, закон вряд ли будет принят. Белый дом, и с ним согласны некоторые влиятельные сенаторы, настаивает на том, что США должны работать с Россией, а не изолировать ее.

На прошлой неделе Буш защищал свои отношения с Путиным, в которых появилась напряженность с тех пор, как президент США понял "суть его души" при первой встрече четыре года назад.

Буш признал, что его беспокоит предполагаемая продажа российского мобильного оружия Сирии, но приветствовал решение снабжать Иран ядерным топливом для гражданского реактора при условии, что отработанное топливо будут возвращать в Россию. Одобрению сделки России с Ираном предшествовали бесплодные попытки США заставить Москву прекратить ядерное сотрудничество с Исламской республикой, которую США подозревают в тайном создании ядерного арсенала.

Несмотря на то что необычный альянс либералов и неоконсерваторов оказывает на Буша давление, добиваясь ужесточения подходов к России, движущей силой американской политики являются прагматические мотивы.

Эксперт вашингтонского аналитического центра Brookings Institution Фиона Хилл утверждает, что напряженность в американо-российских отношениях заставила Буша задуматься, действительно ли он понял душу Путина. Но в ходе визита 9 мая Буш, видимо, будет играть роль "доброго полицейского", тогда как Райс в апреле явно была "злым полицейским".

Тем не менее администрация Буша посылает определенный сигнал: в ходе поездки президент посетит не только Россию, но также Латвию и Грузию. "Это важный сигнал для России", - говорит Хилл.

Американский подход резко отличается от европейского. В марте Шредер, Ширак и премьер-министр Испании Хосе Родригес Сапатеро обедали с Путиным. Атмосфера на обеде была приятнее, чем на встрече Путина с Бушем несколькими неделями раньше. Сапатеро тактично говорил о своем уважении "внутренней политики любой страны". Ширак и Шредер - пожалуй, главные союзники Путина в Западной Европе - подчеркивали важность сотрудничества с Москвой и обходили молчанием такие острые углы, как война в Чечне.

Хотя политика ЕС является предметом внутренних разногласий, и новые члены, такие как Польша и страны Балтии, добиваются ужесточения позиции в отношении Москвы, коллаборационистский подход крупных европейских государств берет верх. В основе этого подхода лежат две предпосылки. Во-первых, экономическое будущее ЕС связано с Россией, которая на 20% обеспечивает потребности Евросоюза в газе, а к 2020 году эта доля может удвоиться.

Во-вторых, сотрудничество - это наилучший способ добиться от России реформ. Во вторник, на следующий день после торжеств, ЕС и Россия проведут саммит, на котором подпишут четыре важных соглашения об укреплении сотрудничества в сферах экономики, безопасности, дипломатии и научных исследований.

Несмотря на прежние возражения, Москва в соглашениях обещает защищать свободу печати. Но ЕС смягчил формулировки, касающиеся "общих соседей", которые подразумевали, что Москва и Брюссель берут на себя обязательства помогать таким странам, как Украина.

Представители ЕС утверждают, что соглашения исподволь уводят Россию от ее прежних представлений о естественной сфере влияния в республиках бывшего СССР. Акцент переносится на "стратегическое партнерство" между Россией и ЕС.

Некоторые московские наблюдатели полагают, что США и ЕС должны выработать единую стратегию в отношении России. Политический аналитик из московского Центра Карнеги Лилия Шевцова говорит, что сегодня у Запада меньше возможностей влиять на политическое развитие России, чем в период хаоса начала 1990-х годов. Движение России к демократии - это проблема, которую могут решить только россияне, считает она, но скоординированное давление извне может удержать Путина и его окружение от новых шагов к авторитаризму.

Лидерам также следует отбросить мысли о том, что сотрудничество с бывшим СССР сегодня менее важно, чем десятилетие назад, когда оно было внешнеполитическим приоритетом, добавляет Шевцова. Все самые важные проблемы Запада - терроризм, исламский фундаментализм, ядерная безопасность и распространение, новые источники энергии, подъем Китая - сталкиваются в Евразии. А на этой территории физически доминирует Россия и республики бывшего СССР. "Адекватная политика, понимание России и постсоветского пространства являются серьезной проблемой нынешнего века", - говорит она.

Буш изучает постсоветские земли

Поездку президента США Джорджа Буша в Москву в России представят как выражение поддержки хозяину дома, президенту Владимиру Путину. Но его маршрут могут счесть оскорблением, указывают Стефан Уэгстилл и Гай Динмор.

До прибытия в Москву Буш посетит Латвию, а побывав на празднествах в честь победы, улетит в Грузию. Вашингтон считает обе страны бойцами как в глобальной войне с терроризмом, так и в региональной борьбе против восстановления контроля России над постсоветским пространством.

Латвия, вместе с соседними Эстонией и Литвой, первой пошла по пути бунтов, предопределивших распад СССР в 1991 году. В 2003 году грузинская "революция роз", приведшая к власти президента Михаила Саакашвили, стала началом новой волны демократических протестов в регионе. В частности, демонстрации в Грузии вдохновили тех, кто привел к власти президента Виктора Ющенко в ходе "оранжевой революции" на Украине. Украинский прецедент, в свою очередь, оказал влияние на оппозиционеров в Киргизии, которые в марте свергли президента Аскара Акаева.

Советник Буша по национальной безопасности Стивен Хэдли заявил, что поездка не подразумевает никаких сигналов Москве. Но есть и другая точка зрения. "Этот визит ясно говорит России, что холодная война окончена", - считает грузинский политический аналитик Гоча Цтикишвили.

Для Буша продвижение нового порядка на территории бывшего СССР включает в себя поддержку дальнейших демократических изменений. Госсекретарь Кондолиза Райс во время недавнего визита в Восточную Европу ясно дала понять, что одну из первых строчек в списке Вашингтона занимает Белоруссия. Американцы видят возможность свержения диктатора Александра Лукашенко в период выборов будущего года. Кремль предостерег Вашингтон от вмешательства в Минске, но это, похоже, не останавливает США.

Демократические изменения в бывшем СССР в какой-то мере представляются американцам плодами их усилий по созданию гражданского общества. Бывший высокопоставленный чиновник, утверждающий, что армия отказалась стрелять в демонстрантов на Украине отчасти из-за действий США, добавляет: "Чем тверже устои ответственности и прав личности в гражданском обществе, тем большее значение имеют свободные выборы".

Однако американская администрация уравновешивает продвижение демократии приоритетами, в частности - потребностями в нефти и борьбой с исламским терроризмом. Критика в адрес авторитарных правителей богатых нефтью Азербайджана и Казахстана, куда западные компании делают крупные инвестиции, звучит приглушенно. В бедных странах, таких как Узбекистан, Таджикистан и в какой-то мере Киргизия, существуют опасения, что политическая нестабильность может открыть дорогу исламскому фундаментализму. Поскольку рядом с ними находится Афганистан, есть угроза региональной нестабильности и насилия.

Роберт Барри из вашингтонского Центра стратегических и международных исследований говорит, что США не ставят акцент на демократизации Центральной Азии. "Нам важнее геополитический аспект, а не демократизация этого региона".

Москву это слегка успокаивает, так как она тоже опасается исламизма и нестабильности. Но Кремль будет обозлен попытками Буша продвигать демократию в других местах. Хотя президент США и согласился постоять на трибуне на Красной площади в понедельник, это не помешает ему перемещаться по бывшему СССР так, как он хочет.

Источник: Financial Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru