Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
6 мая 2009 г.

Евгений Киселев | The Moscow Times

Мечтая о модернизации и инновациях

Встретившись с Владимиром Лениным в Кремле в 1920 году, английский писатель Герберт Уэллс описал свой визит в книге "Россия во мгле". Выслушав утопичные планы Ленина о стремительном развитии страны, пребывавшей в руинах после большевистской революции и Гражданской войны, он назвал Ленина "кремлевским мечтателем".

В 1934 году Уэллс еще раз приехал в Советский Союз и встретился с преемником Ленина Иосифом Сталиным. Хотя Уэллс признал, что многие индустриальные мечтания Ленина были претворены в жизнь, он понимал, ценой каких огромных человеческих потерь их удалось добиться с помощью жестокой сталинской тирании, опиравшейся на ГУЛАГ и принудительный труд. Уэллс убедился, что Сталин ничем не лучше Адольфа Гитлера или Бенито Муссолини и что Запад не должен ни при каких условиях идти на компромисс с Советским Союзом.

В этом отношении Уэллс шел против течения, задаваемого ведущими интеллектуалами начала и середины 1930-х, которые поддерживали коммунизм как приемлемую альтернативу фашизму. Среди известных сторонников и апологетов Сталина были ирландский драматург Бернард Шоу и немецкий писатель Лион Фейхтвангер. Они восхищались Сталиным и его так называемым "экономическим чудом". Фейхтвангер даже находил оправдание сфабрикованным процессам над политическими противниками Сталина, о чем свидетельствует его скандально известная книга "Москва. 1937" .

Надо заметить, что в наши дни "новым кремлевским мечтателям" в политической элите страны помогают свои современные фейхтвангеры. Есть такая категория американских и западноевропейских журналистов и политологов, у которых из-под пера выходят сколь восторженные, столь и поверхностные статьи о путинской России - как правило, вскоре после того, как перед ними в Москве раскатывают красную дорожку и устраивают прием по высшему классу, например, в рамках эксклюзивных ежегодных встреч Валдайского клуба. Кремлевские политтехнологи знают, что значат эти VIP-празднества для иностранных гостей, которым гораздо легче получать круглые суммы гонораров за консультации о положении в России, если они могут похвастаться корпоративным заказчикам, что имели эксклюзивную встречу лицом к лицу с премьер-министром Владимиром Путиным или президентом Дмитрием Медведевым.

Однако, что касается придуманного Уэллсом определения "кремлевские мечтатели", я не готов согласиться с тем, что оно применимо к высокопоставленным чиновникам в администрации Медведева и кабинете Путина. Никакие они не романтики, искренне готовые насвистывать патриотические песни советских времен, такие как "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью", которую пели все верившие (и не верившие) в коммунизм в летних лагерях и в праздники. Сегодняшние лидеры скорее напоминают мне холодных и циничных прагматиков, никогда не веривших в раздутую пропаганду брежневских времен, - и не верящие в нее сейчас, хотя они разрабатывают сходную пропаганду в своих офисах в Кремле и в Белом доме. Сегодняшние так называемые "кремлевские мечтатели" - это те же люди, которые в ответ на прокоммунистические строчки "мы рождены, чтоб сказку сделать былью" пели на кухнях популярную в брежневские времена соленую частушку:

Это наш советский герб

Справа молот, слева серп

Хочешь жни, а хочешь куй,

Все равной получишь ... (тут шло нецензурное слово из трех букв).

Новые прозвучавшие в Воронеже в конце марта обещания первого вице-премьера Игоря Шувалова сделать Россию самой желанной для жизни страной - это попытка высокопоставленных чиновников отвлечь население от реальных проблем, от мыслей о том, насколько в действительности эффективно работает правительство в условиях кризиса.

А что до пустых обещаний - то россиянам к ним не привыкать. Нам обещали коммунистическое процветание к 1980 году, вместо которого мы получили войну в Афганистане и возглавлявшийся США бойкот Московской Олимпиады. Нам также говорили, что вечно пустые полки продуктовых магазинов, превращавшие советскую жизнь в брежневскую эру в борьбу за выживание, начнут ломиться от мяса и других дефицитных продуктов. (Кстати, после 1980 года эти полки оставались пустыми еще на протяжении 11 лет и начали наполняться только после того, как на смену советскому флагу пришел российский, и только после того, как тогдашний президент Борис Ельцин начал проводить реальные - хотя и болезненные - экономические реформы).

Была обещанная Михаилом Горбачевым в перестроечные годы программа масштабного жилищного строительства, согласно которой к 2000 году каждая семья должна была иметь отдельную квартиру, однако жилищный вопрос по сей день остается в России одним из самых острых.

Около десятилетия назад мы узнали о грандиозных планах бывшего министра экономического развития и торговли Германа Грефа модернизировать Россию в течение 10 лет. В то время Греф возглавлял Центр стратегических разработок. Под флагом стратегического плана Грефа Путин победил на президентских выборах в 2000 году. Прошло немного времени, и о высоких посулах и целях забыли все - включая, кажется, самого Грефа.

Вскоре после избрания президентом Путин пообещал за 10 лет догнать и перегнать Португалию, самую бедную страну Западной Европы. Если измерить "качество жизни" в ВВП на душу населения в 2008 году, то становится ясно, что у России (с показателем в 15800 долларов) нет шанса догнать Португалию (с показателем 22000 долларов) к 2010 году.

Ведь даже в те времена, когда Советский Союз по своей военно-промышленной мощи был сверхдержавой, сопоставимой с Соединенными Штатами, когда стратегические ядерные ракеты сходили с конвейеров военных заводов как сосиски, качество жизни в СССР безнадежно отставало от Европы и Америки. Это было видно невооруженным взглядом каждому, кто приезжал из Советского Союза не то что в США или Западную Европу, но даже в так называемые "передовые" страны Варшавского пакта - такие как Польша, Венгрия или Восточная Германия. Потому-то советские границы были на замке и на Запад пускали единицы.

Интересно, что в последнее время даже сверхлояльные проправительственные обозреватели признают: "Стратегия 2020" - это, мол, не конкретные экономические цели, которым Россия должна строго следовать, а набор широких политических и экономических принципов, призванный помочь беднейшим гражданам страны и инвестициям в развитие страны, инновации и модернизацию. Как говорится, приехали: в ранг некоего революционного стратегического плана возводятся элементарные обязанности любого мало-мальски ответственного правительства перед своими гражданами в любой цивилизованной стране.

Готовящееся к скорому обнародованию послание Медведева Государственной Думе и правительству о бюджетной политике в 2010 году может дать нам подсказки к пониманию того, действительно ли руководство привержено модернизации политических и экономических институтов страны или нам следует готовиться к следующему десятилетию кремлевских мечтаний.

Евгений Киселев - политический аналитик и ведущий политического ток-шоу на радиостанции "Эхо Москвы"

Источник: The Moscow Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru