Архив
Поиск
Press digest
3 июля 2020 г.
6 апреля 2005 г.

Флориан Хассель | Frankfurter Rundschau

В ссоре с братской церковью

Православные россияне не пожелали принять папские жесты примирения

Отношения между Русской православной церковью и Ватиканом более чем прохладные. Православные считают, что католики поставили под сомнение их монополию в России.

Когда Папа расставался с иконой из своих личных покоев, этот шаг задумывался как жест примирения. Десять лет икона Казанской Божьей матери провисела в покоях Иоанна Павла II. Летом 2004 года икона, которой российские верующие приписывают чудодейственную силу, вернулась на свою родину. Кардинал Вальтер Каспер передал ее 28 августа 2004 года на богослужении в одном из московских соборов.

Собственно, Иоанн Павел II хотел передать икону лично, что должно было стать кульминационным моментом его первого визита в Россию. Однако до визита дело не дошло, как и до желанного для Папы сближения между католиками и православными - во всяком случае теми, что живут на российской земле.

Католическая и православная церкви официально разделены с 1054 года, когда Папа Лев IX и патриарх Михаил Керуларий взаимно отлучили друг друга от церкви. С тех пор христианские церкви все больше отчуждались: в богослужении, в молитвах и даже в календарях. Иоанн Павел II, в основном на последнем десятилетии своего понтификата, пытался добиться согласия православной церкви на посещение России, расценивая его как первый шаг на пути нового сближения и возможного воссоединения двух церквей. Но Русская православная церковь видела в Риме, прежде всего, нежелательного конкурента.

После падения коммунизма в России было покончено не только с подавлением православной церкви, но и с подавлением католиков - потомков переселившихся когда-то в Россию немцев, поляков или итальянцев. К неудовольствию православных священников во вновь создаваемых католических общинах собирались не только давние католики, но и молодые россияне, которые предпочли более простые католические ритуалы и зачастую более образованных священников. Сегодня на 143 млн россиян приходится от 600 тысяч до миллиона католиков.

Когда в феврале 2002 года Ватикан повысил статус четырех своих российских "апостольских администраций" до полноценных епархий во главе с архиепископами, отношения между церквями снова обострились. Алексий II, глава Русской православной церкви, метал громы и молнии, говоря о Ватикане как об "иностранном правительстве", которое пытается создать "на российской земле" незаконные властные структуры.

Как минимум пяти католическим священникам пришлось расстаться с российской визой; в начале декабря 2002 года в некоем правительственном документе католическая церковь была представлена как угроза для национальной безопасности России. После этого о визите Папы речи уже не шло. Патриарх Алексий II холодно прокомментировал даже возврат иконы Казанской Божьей матери: он, мол, надеется, что Ватикан наконец-то "всерьез хочет вернуться на позиции уважения к нашей церкви".

В конце своего письма с соболезнованиями в адрес Ватикана Алексий выразил надежду, что "начинающаяся новая эпоха в жизни Римско-католической церкви" приведет к улучшению отношений между братскими церквями, что надо понимать: мол, придет новый Папа, который оставит в неприкосновенности монополию православной церкви в России. На похоронах Иоанна Павла II Алексия будет представлять митрополит Кирилл, главный дипломат Русской православной церкви.

Источник: Frankfurter Rundschau


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Разрешается свободное использование текстов, ссылка обязательна (в интернете - гипертекстовая).
© 1999-2020 InoPressa.ru