Архив
Поиск
Press digest
19 февраля 2019 г.
6 июля 2006 г.

Анна Райманн | Der Spiegel

"Женщины считаются возмутительницами спокойствия"

Платок у женщин-мусульманок - это "разновидность брендинга, сравнимая со звездой Давида", - заявила Элис Шварцер в интервью FAZ. Писательница и феминистка Некла Келек разделяет это мнение. В интервью Spiegel Online она рассказывает о причинах и следствиях сокрытия лица и тела.

- Госпожа Келек, Элис Шварцер заявила в газетном интервью, что платок - это символ причисления женщин-мусульманок к людям второго сорта - как звезда Давида в "третьем рейхе". Вы разделяете эту точку зрения?

- Госпожа Шварцер совершенно права. Платок принижает женщин до уровня сексуального объекта, не давая им права быть равноправными людьми. Женщины должны закрывать свое лицо, чтобы не волновать мужчин. Они укутывают себя не для Бога, а потому, что мужчины не хотят контролировать свои инстинкты. Посыл, который за этим стоит, звучит так: каждая женщина, которая не носит платок или чадру, вносит разлад в общество. Женщины считаются возмутительницами спокойствия и должны принадлежать одному-единственному мужчину. Тем самым у них отнимается право на самоидентификацию.

- Разве не существует женщин, которые добровольно носят платки?

- Если люди добровольно признаются в приверженности фашизму и убеждены в том, что это счастье, мы их критикуем и пытаемся понять социальные корни этого явления. Нас интересует, например, чего хотят неонацистские группировки. Женщина, которая хочет носить платок, поднимает флаг исламизма. Даже если это ее собственное решение, она тем самым говорит, что женщина - это сексуальный объект. Возможно, она делает это неосознанно, так как не является социологом. Моя же задача, как и у Элис Шварцер, выявить социальные корни. С 1979 года нам известно, что означает ношение платка. Когда в Иране начиналась исламистская революция, женщинам пришлось закрыть свои лица. Это первое, что делают исламисты.

- Противники запрета платка всегда приводят такой аргумент, будто общепризнанной интерпретации его ношения не существует. Вы с ними не согласны?

- Нет, единая интерпретация существует. По шариату женщина должна закрывать лицо и тело, так как мужчина не может совладать со своими инстинктами и он грешит, когда смотрит на нее. Если она надевает платок, она как бы говорит: "Да, я существо, которое вселяет в мужчин беспокойство". Осознанно или неосознанно. Я не говорю, что все женщины делают это сознательно. Все мои книги посвящены тому, что у женщин в силу их социального положения нет другой альтернативы. Им внушают, что они возмутительницы спокойствия и поэтому им не место в обществе.

- В последнее время все чаще случается, что совсем юные девочки из казалось бы просвещенных семей принимают решение надеть платок, хотя их матери его не носят. Что это означает?

- Не каждый мальчик, который рисует свастику, является убежденным неонацистом. Быть может, этим он хочет спровоцировать своих родителей, своего учителя. Такое возможно. Не каждая девочка, которая носит платок, является исламисткой. Возможно, она хочет этим отгородиться. От родителей, от немецкого языка, от неверующих. И такое возможно. Однако, по сути, это политическое движение. С 1979 года платок - это флаг исламистов. Кто надевает его - неважно, каковы личные мотивы, - принимает политическое решение, так как это политический символ. Это касается и молодых девочек. Это символ их убежденности, что женщина должна жить в другом обществе.

- Изменилось ли что-то за последние годы в одежде женщин-мусульманок?

- С тех пор как в 2003 году премьер-министром Турции стал Тайип Эрдоган, даже в Германии среди иммигранток турецкого происхождения появилась новая форма одежды - длинные платья и платки. Это явное влияние исламистских партий. Кто так одевается в Турции, тот голосует за Рабочую партию Курдистана (РПК).

- Что для женщины означает такая одежда?

- Сначала ей говорят, что она должна сделать все для того, чтобы ее тело не увидел никто чужой, - с последствиями в области общения. Элис Шварцер тоже спрашивает, как разговаривать с женщиной, закутанной с головы до пят? В данном случае "лицом к лицу" - это очень важный момент. Нужно видеть человека, чтобы с ним общаться. Невербально общаться с закутанной женщиной невозможно - и таким образом она исключает себя из общества.

- Насколько?

- Закутанные женщины лишаются простых человеческих радостей. Они не могут познать свое тело, не могут плавать, заниматься спортом, посещать уроки биологии, они лишаются своей сексуальности. Примеры, когда эти женщины говорят, что идут на это добровольно, нам хорошо известны по экстремистским обществам.

- А теперь об обратном: что конкретно изменяется для женщины, которая решится снять платок?

- Она вдруг начинает ощущать единение с природой - она чувствует ветер и солнце. Эти женщины испытывают невероятные чувства, если они научатся плавать: вдруг оказывается, что они могут побороть стихию. Женщина, которая не тонет в воде, может удержаться наплаву и во время кризиса: выражение "держаться наплаву" имеет в этом контексте большое значение. Для этого нужно кое-что уметь, а если женщине запрещено что-то уметь, она будет продолжать пребывать в зависимости.

Источник: Der Spiegel


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Разрешается свободное использование текстов, ссылка обязательна (в интернете - гипертекстовая).
© 1999-2019 InoPressa.ru