Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
7 августа 2007 г.

Ион Михай Пачепа | The Wall Street Journal

Возвращение пропаганды

В ходе двухдневного саммита, который состоялся на прошлой неделе, премьер-министр Великобритании Гордон Браун поблагодарил президента Буша за руководство глобальной войной с террором. Браун признал, что "мир в долгу перед США за их руководство этой борьбой против международного терроризма", и поклялся взять пример с Уинстона Черчилля и еще более укрепить связи Великобритании с Америкой.

Заявления Брауна вызвали негодование у многих хулителей Буша в самой Америке, утверждающих, что президент затеял войну с террором в целях личной выгоды. Но я, бежавший из коммунистической Румынии, - человек, которому вынесено два смертных приговора - чтобы стать гражданином этой великой страны, никак не могу уразуметь, почему некоторые из наших высших политических лидеров смеют в военное время называть нашего главнокомандующего "лжецом", "обманщиком" и "мошенником". Я много десятков лет внимательно следил за США из Европы и обнаружил, что уважение к Америке в мире прямо пропорционально уважению к ее президенту в самой Америке.

Мой отец большую часть жизнь работал в представительстве General Motors в Румынии, и у нас дома в Бухаресте висел портрет президента Трумэна. Хотя "Америка" была каким-то расплывчатым местом где-то за тысячи миль от нашего города, Трумэн был ее осязаемым символом. В наших глазах именно он помог спасти цивилизацию от нацистских варваров, именно он помог восстановить нашу свободу после войны, хотя и ненадолго. Мы узнали, что Америка любит Трумэна, и полюбили Америку. Все было просто.

Позднее, когда я возглавлял румынскую разведку в Западной Германии, то наблюдал, что в этой стране все тоже восторгаются Америкой. Мне часто говорили, что благодаря "Amis" в их жизни день, а не ночь. Под "ночью" подразумевалась Восточная Германия, где их бывшие соотечественники влачили жалкое существование в условиях экономических лишений и зверств "Штази".

Так было в те времена. Но в сентябре 2002 года министр правительства Германии Герта Дойблер-Гмелин имела наглость сравнить Буша с Гитлером. По данным одного из социологических опросов, проведенного после войны в Ираке, 40% канадских подростков назвали США "злом", а еще до падения Саддама 57% греков ответили "ни та, ни другая" на вопрос, какая страна демократичнее, США или Ирак.

Распространение семян антиамериканизма путем дискредитации американского президента было одной из главных задач разведслужб советского блока в годы, когда я был высокопоставленным сотрудником этих спецслужб. Та же самая стратегия действует и сегодня, но проведение параллелей с советской эпохой считается дурным тоном.

С точки зрения коммунистов важен был только лидер - хоть дружественной, хоть недружественной страны. У себя на родине они обожествляли собственного правителя, что до определенной степени имеет место в России и сегодня. За границей они уверяли, что рыба гниет с головы, и прилагали все усилия, чтобы голова Свободного Мира завоняла. Усилия коммунистических режимов по разжиганию ненависти к американскому президенту начались вскоре после того, как президент Трумэн создал НАТО и убедил три западные оккупационные администрации объединить свои зоны в новое западногерманское государство. Нам поручалось сыграть на вновь пробудившихся патриотических чувствах в европейских государствах, ранее покоренных нацистами, чтобы переключить их ненависть с Гитлера на Трумэна - лидера новой "оккупационной державы".

Западная Европа все еще чувствовала признательность США за восстановление ее свободы, но в ней были сильны левацкие движения, которые мы тайно финансировали. Мы вертели этими движениями как хотели. Европейские левые, как и всякие приверженцы тоталитаризма, нуждались в конкретном недруге, и мы указали им такого недруга. И вскоре они начали бить в барабаны, осуждая президента Трумэна как "кровавого убийцу Хиросимы". Мы потратили много лет и много миллиардов долларов на дискредитацию последующих президентов: Эйзенхауэра объявляли поджигателем войны, "акулой", наймитом военно-промышленного комплекса, Джонсона - крестным отцом мафии, которая прикончила его предшественника, Никсона - мелочным тираном, Форда - тупоголовым футболистом, а Джимми Картера - незадачливым фермером.

В 1978 году, когда я навсегда покинул Румынию, разведчики советского блока уже собрали 700 млн подписей под петицией "Янки, убирайтесь домой", а заодно запустили лозунг "Европа для европейцев". Во время вьетнамской войны мы распространяли по всему миру мерзкие россказни, представляя дело так, будто американские президенты посылают во Вьетнам не солдат, а каких-то варваров Чингисхана, которые насилуют направо и налево, прикрепляют к гениталиям электрические провода, отрубают руки и ноги, взрывают тела и уничтожают целые деревни. Это были не факты. Это были наши выдумки, но около 7 млн американцев в итоге уверилось, что враг - это не коммунистический режим, а их собственный президент. Как часто говорил мне Юрий Андропов, придумавший эту дезинформационную войну с США, люди больше готовы верить в грязные россказни, чем в святость. Высшей целью нашего антиамериканского наступления было дать понять США, что им не следует защищать мир от коммунистического терроризма и экспансии.

К сожалению, мы достигли успеха. После спешного вывода американских войск из Вьетнама коммунисты-победители перебили около 2 млн человек во Вьетнаме, Лаосе и Камбодже. Еще миллион человек попытался бежать, но многие по дороге погибли. Эта трагедия также создала дефицит доверия к США со стороны остального мира, нанесла урон связности американской внешнеполитической доктрины и заразила ядом внутриполитические дебаты в США.

К сожалению, сегодняшние оппоненты руководствуются старым советским сценарием. Например, на Национальном съезде Демократической партии в 2004 году критики Буша продолжали обливать грязью главнокомандующего вооруженных сил США. Один из выступавших, Мартин О'Молли, ныне губернатор Мэриленда, незадолго до того заявил, что действия администрации Буша тревожат его больше, чем действия "Аль-Каиды". Был также случай, когда генерал-полковник в отставке Уэсли Кларк предоставил Майклу Муру трибуну для осуждения американского главнокомандующего как "дезертира". А гости национального председателя Демократической партии должны были ступать по коврику перед дверью, на котором был изображен американский президент и написано: "Гоните Буша вон".

Нельзя спорить с тем, что конкуренция - это движущая сила "американской мечты", но именно единство в военное время сделало Америку лидером мира. Во время Второй мировой войны 405399 американцев погибли во имя разгрома нацизма, но их страна - страна иммигрантов - сохранила прочное единство. В США во время войны проводились общенациональные выборы, но кандидаты и не думали наносить вред международному престижу США ради своей личной победы. Республиканский претендент Томас Дьюи отказывался критиковать военный курс президента Рузвельта. После окончания той войны единая Америка восстановила экономику своих поверженных врагов. Чтобы превратить нацистскую Германию и имперскую Японию в демократические государства, потребовалось семь лет, но эти усилия повлекли за собой беспрецедентный рывок технического прогресса и 50 лет беспримерного процветания для всех нас.

Теперь мы снова ведем войну. Это не война президента. Это война Америки, санкционированная 296 конгрессменами и 76 сенаторами. Я не собираюсь присоединяться к кабинетным экспертам по иракской войне. Я не знаю, как нам вести эту войну, да и они не знают. Но я знаю, что если политические лидеры Америки - и демократы, и республиканцы - объединятся, как было во время Второй мировой войны, Америка победит.

Иначе победит терроризм. Абу Мусаб аз-Заркави предсказал незадолго до своей гибели: "Сегодня мы воюем в Ираке, завтра - в стране Святых мест, а после этого - на Западе".

28 июля я отпраздновал 29 лет с того дня, как президент Картер одобрил мое прошение о политическом убежище, и я до сих пор чрезвычайно горд, что лидер Свободного Мира дал мне свободу. Эти годы я прожил здесь при пяти президентах - некоторые из них были лучше других - но всегда чувствовал, что живу в раю. Мое американское гражданство вселило в меня чувство гордости, надежды и безопасности, которые уступают только радости просто оставаться в живых. Есть миллионы других иммигрантов, которые столь же горды, что начали свою жизнь с нуля, чтобы попасть в эту великодушную страну. Я обращаюсь к ним с просьбой: помогите сохранить нашу любимую Америку единой и благородной. Возможно, нам не удастся изменить привычки наших нынешних политических представителей, но мы сможем влить в Конгресс США свежую молодую кровь.

В качестве исключения коммунисты попали в точку: лидер Америки действительно играет решающую роль. Давайте вернемся к традициям президентов, которые соглашались лишь на безоговорочную капитуляцию наших смертельных врагов. Давайте в будущем году проголосуем за людей, которые верят в будущее Америки, а не тех, кто живет в прошлом - во времена холодной войны.

Генерал-лейтенант Пачепа - самый высокопоставленный сотрудник разведки среди перебежчиков из советского блока. Его новая книга "Запрограммированный на убийство: Ли Харви Освальд, советский КГБ и убийство Кеннеди" будет опубликована в ноябре

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru