Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
7 августа 2008 г.

Маурицио Массари | Financial Times

Для безопасности Запада Россия может сыграть важнейшую роль

Расширение НАТО путем включения в его состав Грузии и Украины может стать самым опасным стимулом, провоцирующим трения между Россией и Западом в будущем году. Оно также заставит нового американского президента начать свой путь в неблагоприятной обстановке. Если в декабре министры иностранных дел стран НАТО примут решение, что эти две бывшие республики СССР готовы к выполнению плана действий по вступлению в альянс, а Россия в ответ заморозит свои связи с НАТО, в проигрыше останутся все: и альянс, и Россия, и, в конечном итоге, Киев с Тбилиси.

Россия, и без того занимающая националистическую позицию, поддастся страху вновь оказаться во вражеском кольце и встанет на путь изоляции от Запада, что весьма опасно. Североатлантический альянс, со своей стороны, вернется в проторенную колею XX века - к сдерживанию все более враждебной России - вместо того, чтобы сосредоточиться на более животрепещущих задачах, в том числе на адаптации к новым вызовам в области безопасности. Это еще более усугубит раскол в Европейском союзе по вопросу о политике в отношении России.

Но возможен ли другой сценарий, согласно которому правомерное желание Грузии и Украины вступить в альянс может претворить потенциальный источник раздоров в выигрышную ситуацию для НАТО и России разом?

Да, возможен, но лишь в том случае, если обе стороны проявят политическую смелость. Вопреки нынешнему мнению, основанному на заемных идеях, стремление Грузии и Украины вступить в альянс может создать подходящие условия для двух позитивных процессов: НАТО сможет наконец-то отделаться от своего наследия - то есть перестать быть антироссийским альянсом, созданным в условиях холодной войны, а в России сможет укорениться новый менталитет, предполагающий концепцию безопасности на основе сотрудничества, а не соперничества или сфер влияния.

Как можно этого достичь? Эффективной может оказаться стратегия, основанная на трех элементах. Во-первых, США, НАТО, Россия, ЕС и ОБСЕ должны создать новое сообщество для совместного противостояния угрозам в сфере безопасности в общем сопредельном пространстве, которое простирается от Украины через Кавказ в Центральную Азию (регион, геополитическое значение которого возросло на фоне конфликта в Афганистане). Сообщество этих организаций и стран будет нести общую ответственность за борьбу с общими угрозами на данной территории - а это и терроризм, и исламский фундаментализм, и наркоторговля, и организованная преступность. Они также возьмут на себя обязательства по окончательному урегулированию "замороженных конфликтов" в Приднестровье, Абхазии и Нагорном Карабахе.

Россия держит обиду на Запад с самого окончания холодной войны, утверждая, что с ней несправедливо обходятся как с младшим партнером, и требуя официально признать ее равной. Благодаря новому пакту о безопасности Россия этот статус получит: общим полномочиям России, ЕС, НАТО, США и ОБСЕ будет сопутствовать общая ответственность за "гарантирование безопасности". Новое сообщество должно дополнять вышеперечисленные институты, а не заменять их собой.

Вдобавок, в рамках этой новой кооперационной архитектуры безопасности Россия перестанет возражать против предоставления Грузии и Украине плана действий по вступлению в альянс. Собственно, если НАТО станет частью более крупной единой структуры, где Россия будет равноправным партнером, Москве вовсе не придется опасаться членства Грузии или Украины в альянсе. Больше того, Москва даже выиграет, так как членство в НАТО поощрит ее соседей к более ответственному поведению на региональном уровне. Таким образом, Россия повысит свою легитимность в глазах "новой" Европы, которая до сих пор ей не доверяет, считая, что эта суверенная демократия помешана на том, чтобы отказывать в суверенитете другим.

И наконец, взамен на то, что Россия перестанет возражать против планов действий по вступлению в НАТО, Грузия и Украина возьмут на себя обязательство провести с Россией переговоры о заключении новых двусторонних договоров о дружбе и сотрудничестве, дабы укрепить доверие.

Осуществление подобной стратегии зависит от того, проявят ли надлежащую политическую волю обе стороны - как Запад, так и Россия. Всего через год мы будем праздновать 20-летие окончания холодной войны. Не правда ли, лучший из возможных способов устранить трения между Россией и Западом - это приступить к совместному разрешению общих проблем, стоящих перед нами в XXI веке? Саммит, на котором встретятся США, Россия, НАТО, ЕС и ОБСЕ, а также подписание новой хартии о Евразийской безопасности могут помочь нам сдать рудименты прошлого в архив и начать с чистого листа. Время для этого давно пришло. Переосмысление концепции сотрудничества между Западом и Россией в их общем пространстве также создаст благоприятные перспективы для сотрудничества в будущем по другим острым вопросам, важнейшими из которых являются Иран и Афганистан.

Автор - заведующий отделом политического планирования министерства иностранных дел Италии. В данной статье он выражает свое личное мнение

Источник: Financial Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru