Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
7 декабря 2001 г.

Моисей Наим | Financial Times

Почему мир "любит ненавидеть" Америку?

При всем при том, что после событий 11 сентября внимание всех было сосредоточено на исламском антиамериканизме, фактически реакция мира на теракты выявила сложную и разнообразную гамму антипатии по отношению к США. В Аргентине Эбе де Бонафини, всемирно известный правозащитник и президент Ассоциации матерей Plaza de Mayo (эта организация объединяет матерей аргентинцев, "исчезнувших" в годы диктатуры) подчеркнул: "Когда произошло нападение, я был счастлив". Во Франции редактор Le Monde Diplomatique подытожил реакцию мира на теракты следующим образом: "То, что произошло с американцами, очень плохо, но они должны были ожидать чего-то подобного".

Хоть и мало кто из ненавистников Америки прибегает к террору, их гнев проявляется не только в насилии; он находит свое выражение в моральной поддержке, которая превращает преступление против человечества в первый залп политических, религиозных, культурных и экономических баталий. Отсюда ? необходимость получше разобраться в причинах этого явления.

Чаще всего антиамериканизм вызван сложной смесью различных причин для недовольства. Однако среди них можно выделить пять основных типов: политико-экономические, исторические, религиозные, культурные и психологические.

Политико-экономические причины антиамериканизма представляют собой реакцию на нынешнюю внешнюю политику США: поддержку Израиля или репрессивных правительств на Ближнем Востоке; роль США на Балканах; американское эмбарго против Ирака и Кубы; нежелание подписать протокол Киото или поддержать создание международного уголовного суда. Экономическая политика США тоже подвергается критике ? как за ограничение импорта из бедных стран, так и за использование МВФ и Всемирного банка для отстаивания своих интересов.

Исторические корни антиамериканизма кроются в поведении США в прошлом. В статье, озаглавленной "Новое 11 сентября", чилийский писатель Ариэль Дорфман напоминает своим читателям о том, что 11 сентября 1973 года демократически избранное правительство президента-социалиста Сальвадора Альенде было свергнуто в результате военного переворота, поддержанного США. "Как в 1973 году в Чили, так и сейчас в Америке террор пришел с неба, чтобы уничтожить национальные символы ? президентский дворец в Сантьяго, олицетворение финансовой и военной мощи в Нью-Йорке и Вашингтоне". Подобные чувства испытывают и во многих других странах.

Религиозные истоки антиамериканизма находят наиболее яркое проявление в исламском фундаментализме. По словам бывшего иранского духовного лидера аятоллы Хомейни, "американцы - это сатана, раненая змея". Однако религиозный антиамериканизм вовсе не является чисто мусульманским. Теологи римского католицизма, прелаты греческой православной церкви, радикальные еврейские раввины и американские телеевангелисты также осуждают американское общество за безнравственность.

Культурный антиамериканизм объясняется способностью американского образа жизни оказывать сильное влияние и зачастую вытеснять местную культуру. Спутники, транслирующие американские телепрограммы за рубеж, и торговые марки, привлекающие миллиарды потребителей, тоже вызывают беспокойство и недовольство культурной экспансией. Перечень американских реалий, затрагивающих чувства граждан других стран, выглядит весьма внушительно: права женщин, сексуальная вседозволенность, потребление наркотиков, разрешение на ношение оружия, смертная казнь, навязчивый маркетинг, еда, которую можно перехватить на скорую руку, терпимость к экономическому неравенству, расизм и длительные сроки лишения свободы.

Психологические корни антиамериканизма подпитываются такими чувствами, как ревность, недовольство, а также двойственным отношением и несбывшимися ожиданиями. Привлекательность американского капитализма, свобод, товаров и культуры соседствует с двойственным отношением к ним, как к чему-то недостижимому ни с экономической, ни с политической точек зрения.

В начале 90-х годов прошлого века миллионы людей на всей планете верили, что достижение американского уровня жизни ? дело лишь времени. 10 лет спустя американцы стали еще богаче, в то время как люди в большинстве стран с переходной экономикой и развивающимся рынком все еще ведут борьбу за лучшие условия жизни. Их разочарование усиливается дешевым, почти повсеместным доступом к информации о том, насколько лучше стали жить американцы. Как отмечает греческий писатель Такис Михас, если раньше антиамериканизм главным образом был связан с действиями Америки, то теперь его причины кроются также в том, какой стала сама Америка.

Что же делать? Борьба с различными проявлениями ненависти должна рассматриваться как ключевой компонент не только борьбы с терроризмом, но и создания более стабильного мира. Необходимо рассматривать американскую внешнюю политику именно с этой точки зрения.

Не все пять видов причин враждебного отношения к США одинаково легко устранить. Религиозные корни антиамериканизма могут оказаться непреодолимыми, однако некоторые из них, связанные с причинами политико-экономического характера, устранить, возможно, будет легче. К примеру, представьте, какую негативную реакцию у мировой общественности вызвал отказ США погасить свою задолженность ООН. Разве вред, нанесенный подобного рода действиями, будет того стоить?

Непоследовательность, двойные стандарты и непостоянство в политике тоже подогревает антиамериканские настроения. Принципиальная позиция администрации США, отстаивавшей права собственности фармацевтических компаний, имеющих патенты на лекарства, используемые для лечения СПИДом в Африке, была быстро пересмотрена, когда возникла необходимость лечить больных сибирской язвой в США. Американцы держат в изоляции кубинского диктатора, в то же время поддерживают контакты с северокорейским диктатором.

Слишком часто политические предпочтения различных американских администраций, основанные на "американских ценностях", противоречат друг другу или приносятся в жертву краткосрочным конъюнктурным соображениям. Принимая во внимание непредсказуемость международной обстановки и способ функционирования американской демократии, политики и институтов, продуктом американской системы всегда будет переменчивая или противоречивая политика. Тем не менее, снижение непостоянства и непоследовательности американской внешней политики вполне возможно, и оно должно стать важным элементом в деле отстаивания национальных интересов США.

Американские руководители должны также признать, что каким бы сильным ни было искушение предпринимать односторонние шаги на мировой арене, подобные действия обычно оборачиваются ростом антиамериканских настроений. Долгие годы на это просто не обращали внимания. Даже сейчас антиамериканизм зачастую игнорируется как неизбежный побочный продукт американской гегемонии или как простое лицемерие. Как подчеркнул один американский дипломат: "Многие их тех, кто сжигает американские флаги перед нашими посольствами, спустя несколько дней обращаются туда за визами".

Это правда, но, как мы теперь знаем, не все из тех, кто сжигает американские флаги, хотят получить визы. Некоторые действительно хотят уничтожить США даже ценой своей жизни. Этих антиамерикански настроенных камикадзе никогда не заставить изменить свои убеждения. Однако другие критики могут это сделать; некоторые из них могут даже стать нашими друзьями. Все же стоит попытаться.

Источник: Financial Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru