7 декабря 2007 г.

Джон Хенли | The Guardian

Так был секс в космосе или не было?

Занимались ли астронавты сексом в космосе? И почему люди вдруг так заинтересовались этой темой?

Блог Джона Хенли, корреспондента The Guardian, 6 декабря 2007 года

Расскажу вам забавную историю. Почти 8 лет назад, в феврале 2000 года я был корреспондентом газеты The Guardian в Париже и написал умеренно-юмористическую новостную заметку для рубрики "В мире" о довольно известном французском писателе по имени Пьер Колер, специализирующемся на науке, космосе и астрономии. В своей книге, которая вышла в свет на той же неделе, он утверждал, что и американские, и российские космонавты проводили "космические спаривания" в ходе несомненно важных и не связанных между собой исследовательских программ, нацеленных на выяснение того, могут ли люди прожить несколько лет на орбите.

Согласно книге Колера, говорилось в статье, писателю удалось ознакомиться с неким конфиденциальным докладом NASA о космической миссии 1996 года, во время которой проводился проект под кодовым названием STS-XX с целью выяснения того, какие именно позиции возможны в условиях невесомости; два "подопытных кролика" якобы протестировали 10 позиций совокупления, считавшихся наиболее подходящими для невесомости. Авторы доклада, указывалось в книге Колера, пришли к выводу, что в действительности в космосе возможны лишь четыре позиции без "посторонней помощи" ("миссионерская" позиция в их число не вошла). Авторы добавляли загадочно, что существует видеозапись эксперимента, хотя и подвергшаяся цензуре.

Это была очень короткая заметка, легко забывающаяся, и я соответственно про нее и забыл.

Четыре дня назад пользователь под ником Laurbails выложил на Digg - сайт, на котором новостные заметки рейтингуются в зависимости от того, насколько они популярны среди читателей, - некую заметку. Эта заметка нашла немедленное одобрение в сообществе Digg, и на нее поступило более 350 комментариев, в основном веселых и немного похабных. Она получила 2362 "очка". Забавно, что линк с заголовка на Digg, "Which sex positions are possible in zero gravity? Nasa knows..." ("Какие позы для занятий сексом возможны в невесомости? NASA знает ответ...") вел на умеренно-юмористическую новостную заметку о довольно известном французском писателе по имени Пьер Колер, который заявлял в своей книге, которая вышла в свет в феврале 2000 года, что и американские, и российские космонавты проводили "космические спаривания" в ходе не связанных между собой исследовательских программ, посвященных выяснению того, могут ли люди прожить несколько лет на орбите.

Ко вторнику это привело к тому, что история почти 8-летней давности - и помеченная как таковая - попала в список самых читаемых материалов на сайте Guardian Unlimited, наряду с действительно актуальным, развивающимся и воистину интересным сюжетом о рафтере, пропавшем без вести пять лет назад и объявившимся недавно, и его жене и была прочитана (на 6 декабря) более 112 тыс. раз. Ее перепубликовали многие другие сайты, как будто она появилась в печати днем ранее, а некоторые пометили ее как "самую горячую новость блоггерского сообщества".

Однако один-два комментатора Digg, предположительно, располагавшие свободным временем, покопались в интернете и обнаружили кое-какую интересную информацию. Например, то, что в 2000 году, как только Колер озвучил свои утверждения, NASA опровергло их, так же как и существование какого бы то ни было проекта по изучению секса в невесомости. Все это "утка", заявил пресс-секретарь NASA, основанная на сфабрикованном документе, который давным-давно ходит в интернете. Кроме того, сам Колер, который - живя в 2000 году во Франции - очевидно, был значительно меньше знаком с интернетом, чем NASA, развернул энергичную, хотя и не совсем убедительную защиту своих доводов, указывая, что они были основаны не только на старье, которое кто-то нашел в сети и прислал ему. У него был собственный информатор.

Но было уже поздно. История завертелась с новой силой, зажив собственной жизнью, и заставила даже такой авторитет, как Wired (по меньшей мере, обративший внимание на дату заметки), прокомментировать ее, опубликовав опровержение, данное русскими (ЦУП дал опровержение лишь на этой неделе. - Прим. ред.).

В общем и целом, сейчас кажется неоспоримым то, что спустя 8 лет и несмотря на многочисленные протесты Колера, Колер (и, следовательно, я и, следовательно, все те, кто прочитал и посмеялся над этой историей - написанной, спешу заметить, человеком в офисе в стране, которая в то время едва знала, что такое интернет вообще, не говоря уже о надежном доступе к нему и знании и умении им пользоваться) пал жертвой особо изысканной махинации. По крайней мере, так считают замечательные, развенчивающие всевозможные мифы сайты Snopes и Urbanlegends и, чтобы доказать это, публикуют поддельный документ NASA, на котором основана соответствующая глава в книге Колера.

В любом случае, все это, я полагаю, демонстрирует лишь то, что нельзя верить всему, что читаешь в интернете. По крайней мере, я не верю.

Однако если вам плевать и вы читаете это лишь потому, что вас захватывает идея секса в космосе, я рекомендую вам ознакомиться с полным и, м-м-м, проникновенным анализом этого вопроса в одном из февральских выпусков сетевого журнала Slate.

Источник: The Guardian