Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
7 марта 2014 г.

Майкл Моран | Foreign Policy

Мрачные отголоски этнического национализма в утраченной империи России

1 сентября 1939 года немецкий военный корабль открыл огонь по населенному немцами Данцигу, который после Первой мировой войны отошел к Польше, напоминает журналист Foreign Policy Майкл Моран, добавляя, что "в Крыму и Донецке до стрельбы дело пока не дошло". "Однако попытки защитить права этнических групп, перешагнув через международные границы, часто приводят к войне, особенно если эти группы - осколки рухнувшей империи", - полагает он.

"Путин - не Гитлер. Это самоочевидно, но все равно следует об этом сказать. Однако частые упоминания самим Путиным нацистов и фашистов при описании украинцев, свергнувших и подвергших импичменту промосковского президента Виктора Януковича, сделали Гитлера частью разговора", - говорится в статье.

При этом Путин - не первый, кто разыгрывал карту защиты "соотечественников". В 1990 году Борис Ельцин направил российские войска под командованием генерала Лебедя в Молдавию для поддержки этнических русских сепаратистов. В результате те провозгласили создание республики Приднестровье. Это стало предвестником событий 2008 года в Грузии и, возможно, текущих украинских событий.

У Владимира Путина есть серьезные основания для того, чтобы подвергать сомнению мотивы украинских националистов. Сегодня многие уже забыли о дивизиях гитлеровской армии, набранных из представителей этнических групп, проживавших на оккупированных территориях или даже в нейтральных государствах. Около 80 тыс. украинцев служили в трех дивизиях вермахта и даже в дивизии Waffen SS. При этом они не были одиноки: в состав немецкой армии входили полевые дивизии, сформированные из грузин, армян, финнов, французов и даже нейтральных шведов. Бок о бок с немецкими солдатами украинцы воевали с русскими партизанами и служили в охране гитлеровских лагерей смерти. При этом после войны украинские националисты и их товарищи из Литвы, Латвии, Эстонии, Грузии и множества других мест, которых Гитлер обманом переманил на сторону западных "освободителей", были убиты или умерли от голода при коммунистической диктатуре Сталина. "То, что казалось меньшим из двух зол, в ретроспективе оказалось большим злом или, по крайней мере, сопоставимым", - пишет автор статьи.

Ссылаясь на западные интервенции в Ливии и Косово как на прецеденты для действий России, Путин должен понимать, что ходит по тонкому льду. Россия имеет 14 сухопутных границ с соседними государствами - больше, чем любая другая страна на планете, за исключением Китая, у которого их тоже 14. Во многих из них имеются крупные российские диаспоры. Однако в России также проживают миллионы этнических корейцев, монголов, уйгуров и представителей других национальностей. Однажды их историческая родина тоже может захотеть вернуть в свое лоно свои "потерянные колена". Во Владивостоке и Хабаровске уже можно слышать жалобы местного населения на приток денег и мигрантов из Кореи и Китая. В граничащих с Россией китайских и корейских провинциях проживают 80 млн и 45 млн человек соответственно. Население российского Приморского края - 2 млн человек.

"Путину нужно меньше волноваться о прецедентах, на которые он ссылается, и больше о тех прецедентах, которые он сам устанавливает", - советует Моран.

Источник: Foreign Policy


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru