Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
7 ноября 2007 г.

Reuters | The New York Times

Евросоюзу необходима единая российская стратегия

Европейский союз теряет позиции в отношениях с возрождающейся Россией, и ему необходимо выработать единую новую стратегию для обеспечения своих интересов в диалоге с Москвой, сообщается в докладе нового исследовательского центра, опубликованном в среду.

В докладе Европейского совета международных отношений (ECFR) говорится, что Россия стала самым неоднозначным вопросом для ЕС с тех пор, как бывший министр обороны США Дональд Рамсфельд разделил Европу на "старую" и "новую" при подготовке войны в Ираке в 2003 году.

Европейская стратегия 1990-х годов - попытки сделать слабую, погрязшую в долгах Россию более демократичной и западной - уже устарела, и отдельные члены Евросоюза, которых не так уж мало, отказались от совместных действий, заключив двусторонние сделки с Москвой, констатируют авторы исследования.

"Сегодня Кремль задает повестку дня в отношениях ЕС с Россией, и при этом он все чаще нарушает правила игры", - сказал бывший министр иностранных дел Германии Йошка Фишер, сопредседатель ECFR.

Авторы доклада - Марк Леонард и Нику Попеску - считают, что ЕС необходимо выработать новую долгосрочную стратегию, с помощью которой можно удержать Россию в рамках закона и создать систему раннего оповещения в двусторонних отношениях с Москвой, чтобы избавить другие европейские государства от неприятных сюрпризов.

Исследователи утверждают, что союз 27 стран утратил рычаги влияния из-за отсутствия единства, однако в их работе не объясняется, на каком основании крупным европейским державам, у которых близкие связи с Россией в энергетике и бизнесе, захочется менять свой подход.

В докладе говорится, что сейчас Евросоюз разделился и существует два основных подхода к России: попытка справиться с возможной угрозой с помощью политики "мягкого сдерживания" и сближение с потенциальным партнером за счет его "постепенной интеграции" в европейскую систему.

Исследователи не согласны с мнением, будто имеет место расхождение между Востоком и Западом - радикально настроенными жителями Восточной Европы, которые в коммунистическую эпоху пребывали в тени Москвы, и более терпимыми гражданами западноевропейских стран.

Авторы утверждают, что Греция и Кипр - это "троянские кони", поскольку правительства этих стран часто защищают позиции, близкие интересам России. В то же время Польшу и Литву они называют "новыми бойцами холодной войны" - эти государства открыто враждебны России и готовы пользоваться своим правом вето, чтобы заблокировать переговоры ЕС с Москвой.

Однако между указанными полюсами существует целый спектр возможных моделей поведения, говорят исследователи.

Прагматики

Германию, Францию, Италию и Испанию докладчики называют "стратегическими партнерами" России - они наладили особые двусторонние отношения с Кремлем, которые иногда противоречат общим целям ЕС, например, в энергетической политике и в отношениях со своими восточными постсоветскими соседями.

Десять небольших стран к востоку и западу от них - Австрия, Бельгия, Болгария, Финляндия, Венгрия, Люксембург, Мальта, Словакия, Словения и Португалия - это "дружелюбные прагматики", которые в контактах с Москвой ставят бизнес выше политики.

Еще девять стран, в числе которых как старые, так и новые члены союза, - Великобритания, Чехия, Дания, Эстония, Ирландия, Латвия, Нидерланды, Швеция и Румыния - "холодные прагматики", которые критически относятся к России из-за ситуации с правами человека и демократией, но все же стремятся вести с ней бизнес.

В докладе говорится, что Евросоюзу необходимо требовать от России соблюдения всех международных соглашений и стандартов, которые она приняла, и связать участие России в "большой восьмерке" с приверженностью верховенству закона.

Если Москва не пойдет на сотрудничество, другим промышленно развитым государствам следует встретиться в сокращенном формате - в виде "большой семерки".

Страны Евросоюза должны предоставить Европейской комиссии право предварительного утверждения энергетических договоренностей и полномочия на использование законов ЕС о конкуренции при проверке энергетических сделок с Москвой, говорят исследователи.

Кроме того, ЕС следует с помощью политики добрососедства привлекать к себе бывшие республики СССР, такие как Украина, Грузия, Молдавия и Белоруссия, добавляют они.

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru