Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
7 сентября 2001 г.

Патрик Тайлер | International Herald Tribune

Высокотехнологические попытки поднятия ?Курска?

400 дней назад два загадочных взрыва в торпедном отсеке нарушили герметичность российской атомной подводной лодки ?Курск?, что привело к гибели 118 членов экипажа. С тех пор судно лежит на дне Баренцева моря.

Время от времени российские корабли, стоящие на вахте на месте катастрофы, бросают в воду гранаты, чтобы иностранные лодки-шпионы не попытались украсть находящееся на ?Курске? оружие, коды или электронику.

Сейчас высокотехнологические спасательные суда пришли, чтобы сменить стоящие на вахте военные корабли. Если все будет сделано по плану, в сентябре голландская баржа ?Гигант 4?, стоящая на восьми якорях, поднимет ?Курск? со дна с помощью 26 гидравлических домкратов. По словам разработчиков операции все может быть сделано за 12-16 часов.

Подъем ?Курска? - самая крупная и сложная операция по спасению в истории. Спасатели должны следить за тем, чтобы не потревожить два ядерных реактора и смертельный груз невзорвавшихся торпед и двадцати двух сверхзвуковых крылатых ракет, которые до сих пор находятся в пусковых устройствах. Каждая из них вооружена боеголовкой с примерно половиной тонны взрывчатых веществ.

Власти говорят, что на этот риск их вынуждает пойти долг перед погибшими моряками, а также перед экологией Арктики. В ноябре, во время первого с 12 августа обследования внутренней части подводной лодки, российские спасатели извлекли 12 тел. Более ста по-прежнему находятся внутри лодки.

За операцией внимательно следит нервная Европа, постоянно опасающаяся радиационных заражений по типу Чернобыля. Крупные спасательные проекты иногда сопровождаются крупными катастрофами. В 1974 г. специальное судно ?Хьюз Гломар Эксплорер? попыталось поднять советскую субмарину класса ?Гольф?, лежавшую на глубине 5200 метров к северо-востоку от Гавайских островов, но субмарина разломилась пополам. Куски подлодки упали на дно.

?Курск? будут поднимать в достаточно мелких водах, с глубины около ста метров, но он весит почти в десять раз больше, чем подводные лодки класса ?Гольф?. А если ?Курск? будет разрушен, в Баренцево море может вырваться содержимое реакторов. Это море - одна из самых богатых рыболовных территорий Арктики.

?Такой тяжелый груз с морского дна еще никогда не поднимали, - говорит Малколм Дэйли, старший консультант голландской транспортной и грузоподъемной компании ?Маммут?, руководящий операций по подъему ?Курска?. Однако на прошлой неделе он выразил уверенность в том, что она пройдет без осложнений. ?Идея состоит в том, чтобы отделить ?Курск? от дна, - сказал Дэйли. - Подлодка лежит под углом в пять градусов, нос воткнулся в грязь плотностью жевательной резинки?. За прошедший с момента затопления год грязь поднялась примерно на 3 метра в районе кормы?.

Дэйли сказал, что его беспокоят опасность выброса радиоактивных веществ и взрывов ракет во время подъема, но наибольшую тревогу вызывает проблема преодоления засасывающей силы, которая будет удерживать застрявший в грязи корабль весом в 17 000 тонн. Взрывы - это одно дело, но ?грязь - это грязь?. Возможно, корабль приклеился к слизистым отложениям на дне.

Кроме того ?Маммут? не может тянуть корабль вверх слишком сильно, потому что корпус лодки может не выдержать напряжения. К сожалению неизвестно, какие структурные повреждения были нанесены корпусу субмарины, ее шпангоутам и переборкам во время второго взрыва по мощности равного взрыву 3000 тонн тротила. Сотрясение от этого взрыва равнялось землетрясению мощностью в 3,5 балла.

Первые три-четыре часа операции будут затрачены на подъем кормы ?Курска?. Затем под корпус будет пропущен трос. Концы троса будут присоединены к двумя вспомогательным кораблям. Они попытаются сдвинуть корму и отделить субмарину от грязи. ?Так мы создадим просвет, чтобы вода проникла между подлодкой и почвой. Тогда лодка захочет подняться, и мы минимизируем силу разрыва?, - объясняет Дэйли.

?Сила разрыва? - это его кошмар. В худшем случае подъемная баржа будет тащить на себя ?Курск? с силой в несколько тысяч тонн, а потом лодка неожиданно оторвется от дна и взлетит вверх и упадет обратно на дно, рванув за собой баржу. В результате может быть испорчено подъемное оборудование.

Подготовка к операции отняла несколько месяцев, сложнейшая хореография инженерных задач должна быть выполнена за несколько недель, иначе угроза арктических штормов заставит спасателей перенести операцию на весну. Работая в две смены, летом рабочие построили два понтона, которые будут спущены на воду с двух сторон от ?Гиганта 4? после того, как будет поднят ?Курск?. Дополнительная плавучесть позволит транспортировать ?Курск? в сухой док в ?Росляково?, находящийся в 250 км. от места работ. Российские и европейские спасатели работали с середины июля до конца августа и проделали 26 отверстий в корпусе ?Курска?, к которым будут присоединены опущенные с ?Гигант 4? тросы. ?Маммут? будет поднимать ?Курск? с помощью двух десятков домкратов, которые будут расположены вдоль корпуса лодки.

Каждое из двадцати шести подъемных устройств возьмет на себя примерно 750 тонн веса ?Курска?. В санкт-петербургском Институте Крылова были проведены испытания, которые показали, что каждый из тросов способен выдержать нагрузку в 2000 тонн, т.е. почти в три раза больше, чем необходимо для того, чтобы выполнить эту работу.

Корма ?Курска? настолько сильно повреждена, и настолько глубоко погрузился в грязь первый отсек, что инженеры ?Маммута? боятся, что при поднятии лодка может разломиться или начнет вибрировать так, что дестабилизирует процесс подъема. Флот собирается поднять кормовую часть в следующем году, чтобы провести расследование взрывов.

На кормовой и носовой части баржи будет установлена Глобальная система ориентации в пространстве, работающая с точностью в один метр, чтобы команда могла удерживать баржу точно над подлодкой. Водолазы присоединят к корпусу ?Курска? 26 подъемных устройств, а также эхолоты и дозиметры. Компьютеры на борту корабля ?Майо?, который будет работать в качестве командного цента операции, будут перерабатывать поток информации в режиме реального времени.

Если ?Курск? удастся вытащить из грязи, инженеры, сидящие на барже, проверят нагрузку на все 26 домкратов, чтобы определить вес ?Курска? без кормы. Кроме того, они попытаются определить центр тяжести, что очень важно для того, чтобы избежать нагрузок, которые могут привести к разлому корпуса, и чтобы при подъеме лодка не накренилась.

Когда будут подняты 15 000 тонн стали и оборудования, баржа будет раскачиваться на волнах высотой в три метра, но домкраты и ?Курск? будут изолированы от движение на поверхности воды благодаря установленным на барже и управляемым компьютерами компенсаторам качки.

После того, как баржа будет перевезена в сухой док, начнется извлечение находящихся на борту тел.



facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru