Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
7 сентября 2004 г.

Джозеф Кан | The New York Times

Бывший президент Китая может уйти в отставку со своего последнего высокого поста

По сообщению двух компетентных источников, Цзян Цзэминь, командующий вооруженными силами и крупнейший лидер Китая, заявил руководству Коммунистической партии, что он планирует уйти в отставку, вызвав тем самым активную и пока не окончившуюся борьбу высших партийных функционеров за контроль над вооруженными силами страны.

Намерение Цзян Цзэминя оставить пост председателя Центральной военной комиссии потенциально дает шанс Ху Цзиньтао, ставшему после Цзяна главой КПК и президентом Китая в 2002 году и являющемуся в данный момент заместителем председателя военной комиссии, стать полновластным лидером страны, управляющим государством, армией и правящей партией.

Однако те, кто располагает информацией о сессии Госсовета, идущей полным ходом в Доме правительства, расположенном в западном районе Пекина, говорят, что по-прежнему остается неясным, действительно ли Цзян намеревается уйти в отставку сейчас, или он сделает это в сроки, наиболее приемлемые для Ху.

Политическая борьба в Китая часто ведется окольными путями. Высшие должностные лица редко участвуют в схватках непосредственно и предпочитают делать это руками сторонников, представляющих их интересы. Таким образом, как сообщил один из чиновников, не исключено, что 78-летний Цзян вычислил, что к нему обязательно обратятся с просьбой остаться на посту командующего вооруженными силами или занять другой ключевой пост.

Однако заявление о намерении уйти в отставку, которое Цзян сделал на собрании высших руководителей партии, состоявшемся в конце прошлой недели, является признаком того, что борьба за власть заметно активизировалась перед началом партийного съезда, который созывается в этом месяце и на котором, как отмечают компетентные источники, продолжится передача власти более молодым лидерам, что имело место уже в 2002 году.

Если 62-летний Ху получит полный контроль над вооруженными силами, он сможет более открыто проводить свою политику по дальнейшей либерализации экономики и применять более гибкие методы в управлении местными "горячими точками", такими, как Гонконг и Тайвань.

Находящиеся под контролем партии средства массовой информации Китая не сообщают о проведении закрытых заседаний. Люди, которые сообщают о них при условии строгой анонимности, сами лишь частично узнают о том, что происходит, получая информацию от других лиц, лично заинтересованных в том или ином результате.

Во всяком случае, налицо все признаки того, что обман намеренно выходит за двери кабинетов закрытых совещаний, которые неизменно предшествуют любому высшему партийному форуму. Один высокопоставленный партийный чиновник сообщил, что он получил уведомление об изменении официальной повестки дня заседания Центрального комитета партии, 198 членов которого должны обсудить меры по улучшению партийного руководства. Это признак того, что в руководстве активизируется борьба за власть.

На прошлой неделе вице-президент Китая и главный помощник Цзяна Цзэн Цинхун отсутствовал на церемонии открытия Центральной партийной школы, где он должен был выступить с торжественной речью. Руководители партийной школы заявили, что Цзэну помешали приехать экстренные партийные совещания.

Ху и Цзян не ведут публичной полемики по вопросам внутренней и внешней политики, но тем не менее широко известно, что они имеют различную точку зрения на решение целого ряда главных проблем. Многие считают, что их борьба за влияние на руководителей партии привела к более жесткой линии руководства страны в решении таких ощутимых для Китая проблем, как отношения с Тайванем и политические перемены в Гонконге.

Китайские аналитики говорят, что разногласия между лидерами страны довольно опасны, поскольку приведут к нежелательным компромиссам по проблемам суверенитета и безопасности, что, в свою очередь, даст повод для обвинений, что они недостаточно защищают государственные интересы Китая.

Если бы Цзян уступил, то Ху получил бы свободу действий и добился консенсуса по вопросу о новом подходе к решению этих двух проблем, хотя сейчас и нет явных признаков того, что он одобрил бы радикальное изменение принятого курса.

Цзян постоянно подчеркивал необходимость развития дружеских отношений с США и подавлял стремление внутренней оппозиции бросить более решительный вызов ведущей державе мира. По мнению экспертов, Ху больше ставит акцент на развитие тесных связей с Европой и ближайшими соседями Китая, но при этом не намерен существенно изменить политику в отношении Вашингтона.

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru