Архив
Поиск
Press digest
23 июля 2021 г.
8 августа 2006 г.

Джуди Демпси | International Herald Tribune

Литва подозревает Россию в грязных трюках

Официальные представители Литвы в понедельник заявили, что Россия пытается помешать покупке Польшей стратегического нефтеперерабатывающего предприятия, намеренно затягивая ремонт важного нефтепровода, за счет которого осуществляется доставка нефти на предприятие.

В то время как российские нефтяные гиганты пытаются усилить свое присутствие на рынке Восточной и Западной Европы, аналитики в понедельник сказали, что поврежденный нефтепровод ослабляет польскую ведущую нефтеперерабатывающую компанию Orlen как конкурента России. Поломка трубопровода произошла в прошлом месяце в результате несчастного случая.

"Время этой аварии вызывает сильные подозрения, - говорит Арунас Йевалтас, высокопоставленный представитель посольства Литвы в Варшаве. - Это случилось как раз тогда, когда Orlen подошла к завершающей стадии переговоров о покупке нефтеперерабатывающего завода Mazeikiai Nafta. Кое-кто мог бы сказать, что Россия пытается показать Польше, какую цену придется ей заплатить за приобретение Mazeikiai. Создается впечатление, что каждый шаг, который предпринимает любая российская энергетическая компания, определяется политикой".

Компания Orlen недавно начала расширять свои операции в Центральной Европе и Германии. В мае она закрепилась в Литве, заключив сделку о покупке нефтеперерабатывающего предприятия Mazeikiai Nafta, самого крупного в стране и единственного предприятия такого уровня в Прибалтике. Однако две недели назад российская транспортная монополия "Транснефть" прекратила поставку нефти компании Mazeikiai Nafta после того, как одна из секций нефтепровода "Дружба" длиной 4 тысячи км, транспортирующего нефть в Западную Европу и Прибалтику, была повреждена.

Авария произошла в той части, где труба от основного направления на Западную Европу ответвляется в сторону Литвы и Белоруссии. "Росприроднадзор", российский орган наблюдения за природными ресурсами, заявил, что поврежденный участок трубопровода требует полной замены.

Заместитель главы "Росприроднадзора" Олег Митволь сказал, что "Транснефти" потребуется год и девять месяцев, чтобы заменить всю секцию. Пресс-секретарь Orlen Павел Поремба сказал: "Мы не думаем, что это повлияет на ход операции по покупке нефтеперерабатывающего предприятия. Мы оговорили в контракте условия на случай подобного сценария".

Однако рынки уже отреагировали. Morgan Stanley на прошлой неделе продал принадлежавшие ему 2,6 млн акций Orlen, что привело к падению цены Orlen на рынке на 2%. Компания Orlen будет вынуждена, вместо того чтобы получать нефть напрямую из нефтепровода, доставлять ее по морю, что сделает нефть дороже.

Тибор Бокор, аналитик в сфере энергетики из компании Wood and Company Financial Services в Праге, сказал, что если Orlen будет доставлять нефть морем, "ее стоимость, по нашей оценке, повысится на дополнительные 1,5 доллара за баррель".

"Однако Orlen все равно будет получать прибыль на разнице цен покупки и продажи", - говорит он.

Представители Литвы говорят, что не видят объяснений, почему починка 70-километрового участка трубы должна занимать у "Транснефти" так много времени. Они также выражают подозрения по поводу странного совпадения во времени аварии.

На встрече лидеров "большой восьмерки" на саммите в Санкт-Петербурге в прошлом месяце президент Владимир Путин уверил Европу, что она может полагаться на Россию как на надежного энергетического партнера. Опасения в связи с тем, что Путин использует российскую энергетику в качестве политического инструмента, усилились в январе, когда гигантская государственная газовая монополия "Газпром" приостановила поставку газа Украине и ее новому прозападному правительству - якобы из-за разногласий по поводу цен.

"Естественно, если Россия хочет, чтобы в ней видели надежного энергетического поставщика, то надо ожидать, что проблема поставки сырья в Литву должна быть решена быстрее, чем первоначально предполагалось", - говорит Бокор. Россия давно хочет получить контроль над нефтеперерабатывающим предприятием Mazeikiai Nafta и нефтяным терминалом в Вентспилсе в Латвии.

Когда правительства Латвии и Литвы отказались продать России свои акции, Россия резко прервала поставки им своей нефти. В последние полтора года Вентспилс был вынужден доставлять нефть по железной дороге и работать ниже своих мощностей. Попытки России купить Mazeikiai Nafta провалились после того, как предприятие было в 2002 году куплено нефтяной компаний ЮКОС, глава которой Михаил Ходорковский в настоящее время отбывает восьмилетний срок заключения за уклонение от уплаты налогов.

Несмотря на попытки со стороны России захватить эти активы ЮКОСа, Orlen в мае прошлого года сумел купить предприятие. Они согласились заплатить 1,49 млрд долларов находящейся в Нидерландах компании Yukos International U.K. за имеющиеся у нее 53,7% акций нефтеперерабатывающего предприятия Mazeikiai Nafta. Правительство Литвы также согласилось продать Orlen свои 30,7% за 851,8 млн долларов, как только сделка получит одобрение Еврокомиссии и парламента Литвы.



facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2021 InoPressa.ru