В жизни олигарха однажды наступает момент, когда тратить деньги становится важнее, чем их делать. Для олигарха Виктора Пинчука - весьма неоднозначной фигуры, второго по богатству человека на Украине (после Рината Ахметова) - этот момент наступил сейчас. 
Недавно в сопровождении грозы с ливнем Пол Маккартни по приглашению Пинчука выступил перед 350 тыс. ликующих украинцев на Майдане Незалежности в Киеве. "Это для Украины!" - вскричал Пинчук после этого июньского концерта. 
Возможно, Маккартни действительно играл на благо Украины, но концерт, который обошелся Пинчуку в 5 млн долларов с лишним,  был еще и очередной, самой помпезной стадией его собственной метаморфозы из постсоветского олигарха, только входящего в курс дела, в международного крупного воротилу. Теперь он называет своими друзьями таких людей, как финансист Джордж Сорос и экс-президент США Билл Клинтон. 
Всемирный сырьевой бум порождает все больше миллиардеров в странах, экономика которых когда-то стояла на грани банкротства, например в России, Индии и на Украине. В то же самое время глобальный кредитный кризис обуздал устремления многих западных титанов и расчистил путь для сверхбогачей новой породы, которые жаждут приобщиться к искусству, получить доступ в высшее общество и в конечном итоге быть принятыми там на равных. 
Для Пинчука и многих его современников из соседней России трофеи, извлеченные ими из руин СССР, были плодами жесткого политического расчета и беспощадной практики ведения бизнеса. 
Но в большом мире, где все взаимосвязано, успех измеряется не только размером капитала, но и способностью богачей воспользоваться своими миллиардами для обретения признания и влияния далеко за рамками угрюмых кварталов - арены их индустриального триумфа. 
Недоброжелатели говорят, что богатство Пинчука не возросло бы в геометрической пропорции, если бы он не женился на единственной дочери Леонида Кучмы, неоднозначного экс-президента Украины. 
Пинчука обвиняют в том, что в результате приватизации он заключил выгодные контракты по знакомству, особенно в сталеплавильной промышленности. Одна из его сделок по приватизации была аннулирована. Другая - приобретение Никопольского завода - одного из крупнейших в мире производителей ферросплавов - повлекла за собой судебный иск, в котором Пинчука обвиняли в подкупе чиновников и хищении 41 млн долларов из прибылей предприятия.
В 2006 году эта тяжба была урегулирована, и Пинчук отмахивается от обвинений. Он также отрицает, что извлекал выгоду из своих связей. "Производство труб я наладил с нуля; свои медиаактивы и банк купил на вторичном рынке, - говорит он. - Единственный подарок, который я получил от Кучмы, - это моя жена. Я стараюсь, чтобы все было прозрачно, но богачей никто не любит". 
Однако критики не унимаются. "Хотел бы я зарабатывать столько, сколько получают его пиарщики за отмывание его имиджа", - говорит Брюс Маркс, адвокат украинского бизнесмена, конкурента Пинчука, который и подавал на него иск. 
Российские олигархи-миллиардеры типа Романа Абрамовича и Олега Дерипаски постарались позиционировать себя как представителей космополитического общества, которых не зазорно принимать в хорошем обществе. Абрамович вкладывает миллионы в футбол и изобразительное искусство, Дерипаска в 2006 году встречался с сенатором Джоном Маккейном. Но мало кто - пожалуй, даже никто - с такой откровенной напористостью не пользуется искусством, филантропией, социальной политикой и даже рок-н-роллом для достижения своих целей, как Пинчук. 
"Я тружусь не ради моего имиджа, - сказал Пинчук. - Я просто хочу внести вклад в созидание моей родины". 
Размах его благотворительной деятельности не имеет аналогов на Украине. Заодно он активно вращается среди знаменитостей. Пинчук - один из самых щедрых за пределами Америки спонсоров фонда, учрежденного Клинтоном. На Украине он финансирует крупную просветительскую кампанию на тему СПИДа. Пинчук не теряет непринужденности, проводя вечер в ресторане с Элтоном Джоном или присутствуя на закрытом вернисаже новейших скульптур Джеффа Кунса. 
Надеясь осуществить свою дон-кихотскую мечту о вступлении Украины в Евросоюз, он финансирует программы в Brookings Institution и Peterson Institute в Вашингтоне. Пинчук залучил в Ялту таких деятелей, как Джордж Х.У. Буш, Билл Клинтон, Карл Роув и Тони Блэр, которые выступили с речами в поддержку его идеи. 
Все это обходится недешево. За последние четыре года подобные начинания и программы, а также приобретение произведений искусства стоили Пинчуку около 200 млн долларов. Его состояние, по разным оценкам, составляет от 5 до 10 млрд долларов. 
Но инвестиции уже начали приносить дивиденды. На ленч, устроенный Пинчуком в Давосе, собралось 400 видных персон; Пинчука приглашали на 60-летие Клинтона и 80-летие Буша-старшего, и у него есть возможность попросить Дамьена Херста - известного творца акулы в формалине - порекомендовать цветовую гамму для его, Пинчука, нового личного самолета. (Херст присоветовал голубые тона.)
Пинчуку благоволят, в числе прочих, Кофи Аннан и Джордж Сорос. Последнего Пинчук еще в начале пути назвал своим учителем. За истекший период Пинчук сделался крупным спонсором фондов, которые поддерживает Сорос. 
"Он ведет себя как просвещенный капиталист, а в этой части мира таких мало", - пояснил Сорос. 
Просвещенным капиталистом Пинчук не родился. Он вырос в двухкомнатной квартире в Днепропетровске, городе, расположенном к югу от Киева. Получив диплом инженера, он поставил перед собой скромные цели: квартира, телевизор, может быть, дача. "Такая у меня была мечта, - говорит он. - И тут началась перестройка".  
Имея в своем распоряжении патент на особую технологию изготовления труб, Пинчук уговорил начальство разрешить ему предлагать свои услуги трубопрокатным заводам. В 1990 году он учредил инженерно-консалтинговую фирму Interpipe и взял на себя роль посредника. 
В условиях, когда у компаний оборвались контакты с Москвой и прежние деловые отношения, а люди не имели опыта маркетинга и предпринимательской деятельности, Пинчук воссоздал всю цепочку производства стали; наладил коксование угля, производство чугуна в чушках, горячекатаный прокат и, наконец, изготовление стальных труб, причем на каждом этапе получал свою долю. 
Когда в 1990-е годы Украина начала распродавать государственное имущество, Пинчук купил за несколько миллионов долларов доли в двух компаниях, производящих трубы. Ныне его акции стоят миллиарды долларов. 
Капиталы Пинчука привлекли внимание на Западе, в особенности со стороны Клинтона. Клинтон и Пинчук подружились: их объединяет тяга переплетать высокую политику с помпезными сборищами знаменитостей. 
"Виктором движет редкое качество - стремление всех объединить,  он не жалеет усилий, чтобы собрать вместе тех, кто в силах помочь нуждающимся", - сказано в одном официальном заявлении Клинтона. 
Пинчук не особенно пытается скрывать свое богатство - например, факт покупки скульптуры Кунса за 23 млн долларов или свое недавнее приобретение - усадьбу в Лондоне за 160 млн долларов. Но подобные демонстративные траты не так уж спокойно воспринимаются на Украине: страна страдает от инфляции,  СПИДа и хаоса в политической жизни. 
Премьер-министр Юлия Тимошенко, такая же молодая и элегантная, как Пинчук, продвигает программу борьбы с олигархами, постоянно заостряя внимание на Пинчуке и его связях с Кучмой. 
На вопросы о Тимошенко Пинчук отвечать отказывается - говорит лишь, что стране нужны подлинные лидеры. "Политики любят власть. Я же люблю свободу, - говорит он. - Поэтому я не политик". 
На следующий день после концерта Пинчук пригласил избранных гостей в свой просторный сад в японском стиле. В знак уважения к Маккартни как вегетарианцу он привез "Венский овощной оркестр", который развлекал собравшихся, исполняя какофонические композиции на тыквах и сельдерее. 
Маккартни пришел со своей новой подругой. Прибыли также Уильям Тейлор-младший, посол США на Украине, президент Украины Виктор Ющенко и президент Грузии Михаил Саакашвили, художник Херст в сопровождении влиятельного галериста Джея Джоплинга. 
Во многих отношениях этот раут был чем-то вроде первого выхода в свет по случаю совершеннолетия. Каждый гость олицетворял собой нить в крикливо-пестром гобелене - легитимном статусе, к которому так стремится Пинчук. Присутствие посла Тейлора указывает на молчаливое одобрение со стороны США, украинский и грузинский президенты подтверждают, что хозяин имеет вес у себя в регионе, а одно лишь присутствие Херста и Джоплинга подчеркивает его высокий статус в мире современного искусства. 
Президент Ющенко, чье лицо до сих пор покрыто шрамами, которые сделали его символом "оранжевой революции" на Украине, окинув взглядом озаренный солнцем сад, рок-звезду и, на заднем плане, поле для игры в гольф на девять лунок, которое сейчас строит Пинчук, только что увлекшийся этой игрой, заметил: "Мир дал Пинчуку все. Теперь Пинчук должен воздать миру".