Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
8 декабря 2003 г.

Редакция | La Stampa

Будущее страны, которая смотрит в прошлое

Владимир Путин одержал даже более убедительную победу, чем прогнозировалось. Ожидаемый триумф путинской партии "Единая Россия" суммируется с блестящим дебютом еще одного проекта, родившегося в кабинетах Кремля: национал-социалистической партии "Родина".

Владимир Жириновский в своем клоунском обличье националиста никогда серьезно не нападал на власть, всегда послушно поддерживая инициативы правительства. В избранной в ходе вчерашнего голосования Думе единственной относительно оппозиционной силой будет коммунистическая партия, идеология которой, разработанная по советскому образцу, потерпела сокрушительное поражение от агрессивной риторики молодых львов национал-популизма.

Почти 40% голосов, полученные партией власти, - самый высокий результат, которого когда-либо добивалась политическая сила, связанная с Кремлем. Это результат советской по методам и пристрастности кампании, но главным образом, знак доверия и популярности лидера страны: пропаганда "Единой России" была сведена к лозунгу: "Вместе с президентом".

Россия, как следует из итогов вчерашнего голосования, кажется, на первый взгляд, на самом деле единой, и переизбрание Путина в марте 2004 года, также само собой разумеющееся в условиях отсутствия какой-либо реальной альтернативы, становится на данном этапе прогнозируемым триумфом, незаполненным чеком, лицензией на всемогущество.

Накануне получения своего второго мандата Владимир Путин наконец реализует то, что на протяжении 10 лет было мечтой Кремля: Дума, полностью преданная президенту, готовая повиноваться, принимать любую инициативу. Парламент, готовый продвигать либеральные реформы в условиях своего рода просвещенной монархии, - мечта, лелеемая многими русскими реформаторами, и, как кажется, и самим президентом.

Но воскресные выборы подтвердили основное противоречие царствования Путина: президент, стремящийся модернизировать Россию, правит страной, которая смотрит назад. В Думе 2003 года, вполне вероятно, самой либеральной и прогрессистской партией будет именно "Единая Россия": партия бюрократов, родившаяся вместе с феноменом Путина на националистической и ксенофобской волне войны в Чечне. Вместе с президентом, который может похвастаться своими крупными и бесспорными успехами в сфере экономических и законодательных реформ явной либеральной направленности и сближением с Западом, его граждане голосуют за тех, кто обещает вернуть им великую державу, сильное государство, голосуют за тех, кто провозглашает ненависть к богатым и враждебность в отношении западного мира.

В ближайшие 4 года понаблюдаем за тем, как хозяин Кремля будет использовать этих преданных консерваторов из нынешнего состава Думы. И в какой степени эти мужчины и женщины, которые станут опорой политики президента, захотят и смогут влиять на президента.

Из первых результатов голосования следует, что нижняя палата парламента будет скорее подавлять и запрещать, чем принимать либеральные и разрешительные решения. Такое впечатление, что эта Дума будет способна одобрять инициативы, сторонниками которых раньше была лишь горстка ультра: цензура в СМИ, тюремное заключение для гомосексуалистов, обязательная служба в армии для студентов высших учебных заведений, ограничительные меры в отношении "некоренных" религиозных культов.

С 8 декабря 2003 года "стабильность" - гордость и кредо Кремля - станет еще более прочной: дебатов в парламенте не будет по причине отсутствия в нем либеральных партий. Но за этой стабильностью скрывается, как невыявленная болезнь, всеобщее и дезориентированное недовольство. Успех Жириновского с его "театром одного актера", ориентированным на люмпенов, свидетельствует лишь о том, что за 10 лет выборной демократии никто ничему так и не научился.

Для большинства избирателей причинно-следственной взаимосвязи между их голосованием и собственной жизнью не существует: за кандидата голосуют в соответствии с его харизмой, симпатией к нему, его добрыми обещаниями. Поэтому в итоге кампании, лишенной интриги и драматичности, с известным за многие месяцы до выборов победителем явка на выборы едва перевалила за 50%, а во многих регионах с трудом был преодолен барьер в 25%.

Согласно статистическим данным, Россия на подъеме, она все больше производит и потребляет, все более многочисленный средний класс с надеждой смотрит в будущее. Но, по данным голосования, напротив, Россия предстает разочарованной и укрощенной, изнуренной страной, которая решила утешиться строчкой "против всех": 5% избирателей так обозначили отказ от всего, что произошло, хорошего или плохого, за последние 15 лет.

Московские комментаторы уже говорят о проигранном будущем страны, приходе эры реакционной реставрации, о конце демократических реформ. Теперь единственным гарантом и надеждой становится президент. Победитель Владимир Путин теперь может разверстать план действий на ближайшие 4 года без оглядки на кого бы то ни было и каких-либо страхов, в условиях отсутствия врагов и оппозиции. Но в своем проекте на ближайшие 4 года он должен учитывать состояние России, которая за него проголосовала: как проголосовала, с какими надеждами, ностальгиями и обидами.

Источник: La Stampa


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru