Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
8 января 2002 г.

Владимир Сокор | The Wall Street Journal

"Ближнезарубежный" гамбит Путина в Прибалтике

Можете себе представить, чтобы канцлер Германии по телевизору призывал эльзасцев и немецкоговорящих жителей Италии требовать больше "прав" и обещать свою поддержку? Вы скажете, что в сегодняшней Европе такое невозможно. Подобная разновидность вмешательства запатентована Гитлером; Слободан Милошевич также приложил к ней свою руку. Почему сейчас западные демократии должны пассивно наблюдать, как ситуация повторяется, на этот раз в отношении демократических прибалтийских государств?

Однако они вели себя именно так. В ночь перед рождеством президент России Владимир Путин запустил пробный шар, который готовился давно. На самом деле, он начал попытки переопределения политики Москвы в отношении всех бывших подчиненных России государств и в частности в отношении стран Прибалтики. Обращаясь к русскому населению этих стран, он хочет создать контролируемый уровень этнического и лингвистического напряжения, что должно помочь Кремлю в достижении его внешнеполитических целей. В случае с Прибалтикой главная задача в настоящее время - разыграть этническую карту так, чтобы это помешало расширению НАТО.

24 декабря в прямом эфире на российском телевидении и радио Путин призвал россиян и "русскоговорящих" жителей прибалтийских государств требовать квотированного представительства в правительственных учреждениях, а также признания русского языка государственным. Программа явно была тщательно подготовлена. Телеведущий принял вопрос к Путину от российского зрителя из столицы Латвии Риги: "Собирается ли Россия не на словах, а на деле защищать права и интересы русских в Прибалтике, Средней Азии и других регионах бывшего СССР?"

Президент был готов к вопросу и ответил пространно, заявив, что Правительство заняло "гораздо более активную позицию по защите интересов русскоязычного населения, а уж тем более граждан Российской Федерации, проживающих за границей, и, прежде всего, конечно, в странах СНГ". Он говорил о "борьбе за статус русского языка". "Хочу Вас уверить, что мы будем наращивать усилия в этом направлении - в этом нет никаких сомнений". Президент России сказал это в отношении стран, которые сами еще не до конца пришли в себя после того, как Советский Союз пытался искоренить их собственные национальные культуры.

Обрисовав общую политику, Путин рассказал о позиции по прибалтийским государствам, использовав в качестве политического и правового прецедента Балканы. "Как вы знаете, - ответил он слушателю из Риги, - в Македонии принято решение под давлением европейского сообщества и ОБСЕ, согласно которому албанское население, которое составляет, по-моему, процентов 20 на юге Македонии, обладает правом в таком же процентном соотношении иметь свое представительство в органах власти, управления, в том числе и в силовых структурах - в частности, в полиции? Я думаю, что мы имеем все основания распространить его и на русских, в том числе и на русских в Прибалтике. В Риге, как известно, процентов 40 русскоязычного населения. Они с таким же успехом имеют право требовать распространения этого правила и на них".

Здесь, конечно, нет никакой реальной аналогии. С исторической, политической, правой, социальной, демографической и любых других точек зрения, ситуация в Македонии кардинально отличается от ситуации в Эстонии, Латвии и Литве. Эти три страны - успешные современные демократии, и их русские жители живут заметно лучше, чем россияне в России. Именно поэтому они никуда не уезжают. Но Путин явно больше интересуется геополитикой, нежели точностью. Сделав такой политический поворот, он может стать первым главой государства в послевоенной Европе, который публично призывает "соотечественников", находящихся в меньшинстве за границей, предъявляет требования на основании национальности и языка, и использует этот призыв в качестве внешнеполитического инструмента.

Подогревая таким образом страсти, Кремль явно рассчитывает на то, что местные этнические разногласия разубедят лидеров НАТО в том, что прибалтийские страны необходимо принимать в альянс. НАТО будет принимать решение о расширении на Пражском саммите этого года. Некоторые члены альянса опасаются принимать прибалтийские государства, потому что это приведет к "импорту" этнических трений с местными русскими и дополнительным проблемам в отношениях с Россией. Эти тревоги практически исчезли благодаря демократическому подходу прибалтов при решении этнических и языковых проблем. Но после 1991 года российским властям удавалось подогревать такого рода трения во многих районах бывшей советской территории.

Сейчас Москва уже не может позволить себе открыто выступать против создающегося в НАТО консенсуса по вопросу о выдаче прибалтийским государствам приглашений уже в этом году. Открытое, упрямое сопротивление может помешать России в выполнении более амбициозной задачи - получения права принятия решений вместе с альянсом. Телевизионное выступление Путина показывает, что в преддверии Пражского саммита со стороны России можно ожидать следования двум параллельным внешнеполитическим курсам. С одной стороны она будет говорить НАТО, что Москва может согласиться на принятие прибалтийских государств в НАТО на определенных условиях. С другой стороны, она может попытаться с помощью открытых и тайных действий искусственно дестабилизировать межэтнические отношения и, таким образом, общий политический процесс в Латвии и Эстонии.

Данная инициатива Путина отражает его раздражение и разочарование тем, что ОБСЕ дала высокую оценку тому, как прибалтийские государства решают этнические и языковые проблемы. ОБСЕ признала, что страны Прибалтики добиваются все более заметного успеха в интегрировании местных русских в латвийское, эстонское и литовское общество. Политика же Москвы нацелена на углубление этно-лингвистической пропасти, разделяющей общество, стремясь тем самым к ослаблению прибалтийских государств.

На прошедшей в декабре сессии ОБСЕ пришла к выводу, что Эстония и Латвия полностью соблюдают стандарты и выполняют рекомендации организации, и решила закрыть наблюдательные миссии в этих двух странах. Литва, где гораздо меньше россиян, получила хорошие оценки еще раньше. Россия выступала против решения ОБСЕ, постоянно устраивая раздраженные сцены. Сейчас она угрожает обратиться в международные организации, но там она может рассчитывать - как и в случае с ОБСЕ - лишь на поддержку своего диктаторского спутника, Белоруссии.

Европейский Союз и НАТО считают, что прибалты делают в области интеграции общества и создания конструктивных отношений с Россией все, что от них можно требовать. В ходе подготовки к Пражскому саммиту НАТО Москва приложит все усилия, чтобы доказать обратное. Выступление Путина является первым предупреждением.

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru