Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
8 июля 2003 г.

Пино Буонджорно | Panorama

Вьетнамский синдром

Иранские экстремисты заключили соглашение с Советом исламской революции и с курдами из Демократической партии Курдистана. Цель - прогнать американцев и европейцев из страны и установить религиозный режим. Они отлично вооружены и готовы начать партизанскую войну, которая превратит Багдад в новый Сайгон.

Судьба Ирака и союзных войск, которые свергли Саддама, решается в Тегеране, а не в Вашингтоне, Лондоне и уж тем более не в Багдаде. С конца мая и на протяжении всего июня наблюдалось оживленное перемещение иракских лидеров из южных городов страны, где подавляющее большинство составляют шииты, по направлению к политической и религиозной столице иранских аятолл.

Первым в Тегеран отправился шейх Саед Садр, имам селения Куфа, который сначала встретился с бывшим президентом Хашеми Рафсанджани, который до сих пор является заметной фигурой в Иране, а затем с Хассаном Хомейни, внуком лидера иранской революции.

Шейх Садр получил конкретные приказы, которые он должен передать другим шиитским имамам, по поводу того, как поскорее изгнать из Ирака американских солдат и солдат западной коалиции, среди которых находятся также 3000 расквартированных в городе Нассирия карабинеров и берсальеров, чтобы установить в бывшей империи Саддама исламское правление.

Результатом этих контактов на высоком уровне, как сообщили журналу Panorama европейские дипломаты, аккредитованные в Иране, явился целый ряд решений, принятых представителями шиитского духовенства в Ираке, сторонниками иранского духовного лидера Али Хаменеи: пожилым аятоллой Мухаммедом Бакр аль-Хакимом, главой Высшего совета исламской революции, находившимся на протяжении 30 лет в изгнании в Иране, откуда он вернулся всего лишь два месяца назад, и великим аятоллой Саедом Али ас-Систани, который руководит теологическими школами в Неждефе.

Оккупационным войскам они поставили ультиматум - в течение нескольких недель уйти из страны и позволить состоятся свободным выборам. Но это еще не все. Через курдского посредника представители шиитского духовенства передали главе временной администрации Полу Бремеру список будущих ключевых министров. А все взрослые мусульмане, способные держать в руках оружие, были призваны к подготовке к объявлению джихада (священной войны) против "неверных чужеземцев".

Иранские агенты, давно проникшие в Ирак, не только организуют торговлю оружием и взрывчаткой на иранской и кувейтской границах, но и терпеливо проводят работу по разжиганию исламской революции. Им уже удалось объединить все местные шиитские группировки: от ополченцев бригады Бадр до политического крыла Высшего совета исламской революции, от проиранских проповедников до самых амбициозных имамов, таких, как молодой Джаамат Садр, который убил шейха Абдула Маджида аль-Хои, поддерживавшего британцев.

Стратегия великого альянса шиитов, которой придерживается Тегеран, - это, кроме того, единственный способ противостоять суннитам, которые сейчас расколоты на множество отдельных группировок.

В ходе прошлых недель аятолла аль-Хаким пригласил в Неджеф курдского лидера Масуда Барзани, главу Демократической партии Курдистана. За 35 лет это был второй раз, когда Барзани совершил паломничество в Неджеф. Ему были оказаны почести, достойные главы государства, и все те, с кем он встречался, просили об одном: объединись силы курдов и шиитов для создания нового Ирака, где больше не будет засилья суннитского меньшинства. Ему напомнили, что еще при Саддаме Хусейне один из шиитских лидеров отказался написать оправдание для войны против курдского народа.

Стороны планируют объединить силы ДПК и Высшего совета исламской революции, чтобы саботировать временную администрацию Бремера, которая пока испытывает трудности. По этому соглашению будущие шиитские лидеры предоставят курдам на севере страны широкую автономию.

Разведка союзников сообщает, что Барзани готовится к переделу в Ираке, покупая все типы оружия у российских военных предприятий. Его главный соперник, Джаляль Талабани, лидер Патриотического союза Курдистана, тоже отказался разоружить своих пешмерга накануне решающих событий.

"Я полагаю, мы становимся свидетелями рождения национального движения сопротивления в Ираке, которое быстро распространится на все города", - полагает Джеффри Уайт, бывший офицер американской военной разведки, ныне аналитик Института политических исследования в Вашингтоне. "Корни проблемы лежат в истории и культуре иракцев, в их ненависти по отношению к Америке. Но влияют также и текущие обстоятельства: падение власти Саддама, коллапс государственного аппарата и инфраструктур и др."

Если шииты на юге только готовятся развернуть в ближайшие недели наступление на иноземных солдат, а курдские партии - восстать против своих бывших американских защитников, то разрозненное суннитское меньшинство уже является главным источником головной боли для американских генералов, которые вынуждены констатировать резкое увеличение числа гробов, отправляющихся на родину.

Пользуясь тем фактом, что трое Хусейнов, отец Саддам и сыновья Удей и Кусей, до сих пор не пойманы, и мечтая о возвращении к власти старого режима, сотрудники разведки Мухабарат, непримиримые бойцы партии Баас, военные из распущенной Республиканской гвардии, создали несколько подпольных террористических организаций.

Наиболее опасна из них "Аль-Авда" (по-арабски "Возвращение"), которая особенно активна в Багдаде и в городе Эль-Фаллуджа, что в 55 километрах к западу от иракской столицы. Однако есть и другие ячейки, которые организуют нападения на американских солдат и саботируют электростанции, нефтяные и газовые трубопроводы: "Федаины Саддама", "Армия освобождения Ирака", "Моджахеды Победоносной секты".

Ко всем этим группам следует добавить десятки бойцов из близких к "Аль-Каиде" объединений "Ансар аль-ислам" и "Джунд аль-ислам", которые проникают в страну прежде всего из Ирана, а также из Сирии. Конечной целью этих арабский организаций, чьи бойцы проходили обучение в лагерях Усамы бен Ладена, является установление в Ираке такой же модели партизанской войны, как та, что уже почти два года существует в Афганистане.

Превратится ли Ирак во второй Вьетнам? Американский президент Джордж Буш резко отвергает подобные сравнения, тем не менее бывший посол США в ООН Томас Пикеринг и бывший министр обороны Джеймс Шлезингер, оба в прошлом видные представители республиканских администраций, в своем докладе, составленном для влиятельного Совета по международным отношениям, предупреждают, что ситуация может иметь драматическое развитие.

Чтобы не допустить повторения вьетнамской трагедии, по их мнению, необходимо "дать четкую перспективу политического будущего Ирака, интенсивно привлекать к сотрудничеству иракских лидеров всех уровней, добиться единой позиции по вопросу о нефти. А также способствовать активному участию специального представителя ООН Серджо Виейра де Мелло с целью стабилизировать ситуацию и обеспечить международную поддержку процессу восстановления страны".

Источник: Panorama


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru