Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
8 июля 2004 г.

Питер Лавелль | The Washington Times

ЮКОС над пропастью

Западные СМИ сообщают, что самый богатый человек России Михаил Ходорковский, бывший глава нефтяного гиганта ЮКОС, находящийся за решеткой в ожидании суда по обвинениям в неуплате налогов, призвал компанию расплатиться. По слухам, Ходорковский дал понять, что готов отдать государству свой крупный пакет акций ЮКОСа, чтобы остановить наступление Кремля, направленное на банкротство компании. Ходорковский хочет прийти к соглашению, чтобы сохранить ЮКОС в его нынешнем виде, но слушает ли его хоть кто-то в Кремле?

Сегодня ЮКОС должен оплатить налоговый счет на 3,4 млрд долларов за 2000 год. По общему мнению, у компании нет средств, чтобы выполнить это обязательство, и это ведет к признанию несостоятельности и банкротству. К тому же генеральный прокурор страны Владимир Устинов во вторник заявил, что в ближайшее время компании будут предъявлены налоговые претензии в размере около 6,8 млрд долларов за 2002 и 2003 годы. В такой ситуации суд принял решение, запрещающее компании продавать активы, что дало бы возможность расплатиться по нынешнему, а возможно, и будущим налоговым счетам.

В результате появляются два сценария урегулирования "дела ЮКОСа": ликвидация компании или смена собственника.

Отчаянно пытаясь избежать обоих вариантов, руководство ЮКОСа - очевидно, с согласия Ходорковского - отправило правительству письмо, предложив компромисс по урегулированию нынешних и будущих налоговых претензий, позволяющий сохранить структуру компании. (Премьер-министр Михаил Фрадков и члены его правительства утверждают, что не получали этого письма.)

Говорят, что предложение включает в себя уплату налоговых долгов ЮКОСа акциями, которые либо будут переданы правительству, либо проданы для уплаты по претензиям. Чтобы запустить этот план в действие, ЮКОСу необходимо, чтобы счета и активы компании были разморожены и было дано три года на реструктуризацию и погашение всех налоговых долгов. Ходорковскому принадлежит 36% акций ЮКОСа стоимостью 5,5 млрд долларов, и он готов отдать их при условии компенсации через три-пять лет.

По мнению многих аналитиков, этот план позволил бы удовлетворить налоговые претензии Кремля, спас бы компанию и, что важнее всего, положил бы конец отвратительной конфронтации государства и корпорации. Примет ли Кремль этот компромисс, предложенный ЮКОСом, оказавшимся в опасной близости от пропасти?

Все, что связано с продолжающейся уже год кампанией против ЮКОСа и его главных акционеров, указывает на то, что Кремль не заинтересован ни в каких сделках. Владимир Путин и многие его министры говорят, что разрушение компании не является целью Кремля, но юридическое преследование не ослабевает.

На этой неделе заместитель министра финансов Сергей Шаталов высказал свое личное мнение и том, что теоретически реструктуризация долгов ЮКОСа возможна, для этого нужна только политическая воля. Он говорил о способах урегулирования "дела ЮКОСа" фактически в то же самое время, когда генеральный прокурор предупредил о новых налоговых претензиях к ЮКОСу. На протяжении года слова генерального прокурора имеют больший вес, чем заявления любого министра и даже Владимира Путина.

Действительно ли Кремль хочет банкротства ЮКОСа? Он сделал все, что в его силах, чтобы этого добиться. Кремль хочет разрушить ЮКОС и наказать его акционеров, чтобы доказать свою правоту. Он готов почти на все, чтобы вернуть себе контроль в ключевых секторах экономики. Своей манерой обращения с ЮКОСом Кремль продемонстрировал, что не собирается идти на компромиссы с богатыми бизнесменами, так называемыми олигархами.

"Дело ЮКОСа" - это не что иное, как заявление Кремля о своей экономической политике. Его никогда не заботило то, что может случиться с ЮКОСом.

Компромисс не предусмотрен планом игры, которую Кремль ведет против ЮКОСа. Он лишь подтвердил бы, что "дело ЮКОСа" связано исключительно с политикой, а вовсе не с налоговыми недоимками. Сделка также включала бы в себя ту или иную форму компенсации Ходорковскому за его акции в ЮКОСе. С точки зрения Кремля, это невероятное требование, исходящее от человека, которому грозит 10 лет тюрьмы за неуплату налогов и другие преступления. Война Кремля против "олигархии" не предусматривает компенсации за активы, которые, по мнению многих россиян, были украдены у государства в 1990-е годы.

"Дело ЮКОСа" почти закончено. Остался лишь один вопрос: что Кремль собирается делать с ЮКОСом, когда компания окажется в его руках?

Источник: The Washington Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru