Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
8 июня 2004 г.

Кристофер Кокс | The Wall Street Journal

Не чужая ли Россия в "Большой восьмерке"?

В 1988 году в Московском государственном университете Рональд Рейган говорил со студентами о свободе и демократии. "Ничто не будет милее моему сердцу", сказал он, чем "при жизни" увидеть, что Россия процветает как свободная рыночная демократия. Достигнув экономических успехов, но свернув свои обещания в сфере демократии, Владимир Путин должен показать, что его страна входит в ту же лигу, что и другие члены "Большой семерки".

Присутствие господина Путина на встрече "Большой восьмерки", которая стартует сегодня в Си-Айленде, - отчасти анахронизм. Изначально Россия была приглашена как наблюдатель, а затем, в 1988 году, ее пригласили присоединиться к политическим дискуссиям в "Семерки" в знак поддержки экономических и демократических реформ Бориса Ельцина. Однако Россия при Путине является гораздо менее демократичной и свободной, чем тогда.

Что мы получаем от продолжения участия России в "Большой восьмерке" и что должна спросить Америка у этой страны с таким экстраординарным потенциалом и такими тревожными автократичными тенденциями?

Ответ на эти вопросы требует честного признания обстоятельств, которые положили начало путинской автократии. После того как неумеренные аппетиты коррумпированной политики в 1990-х замарали само имя демократических реформ, обнищавшие россияне с готовностью поддержали обещание Путина умерить темп реформ. Он использовал это доверие для систематического сворачивания постсоветских свобод, полученных российским народом.

"Управляемая демократия" Путина теперь является оксюмороном - оправданием фальсифицированных выборов, таких, как выборы в марте 2004 года, которые подверглись открытой критике международных наблюдателей. Были закрыты все СМИ, имеющие охват аудитории в масштабах всей страны и при этом независимые от правительства. Правительственный контроль и манипуляции оставшимися СМИ, широкое использование административного ресурса для проправительственых кандидатов и беззастенчивое использование полномочий государственной прокуратуры для обуздания оппонентов теперь стали обычным делом.

Обещанная Путиным "диктатура закона" на практике обернулась правлением, которое, по словам Колина Пауэлла, не является полностью ограниченным законом.

Две недели назад Путин выступил с обращением к стране, осудив независимые организации, которые защищают права человека и демократию, за то, что они служат "сомнительным" интересам и получают финансирование из частных источников тех самых стран "Большой восьмерки", на которые, по его словам, Россия так стремится походить. Эти организации - состоящие из независимых журналистов, аналитических обществ и наблюдателей за деятельностью правительства - это все, что осталось от нарождающейся демократии в России. На следующий день после произнесения речи преступники атаковали офис правозащитной организации в Татарстане.

Глава ЮКОСа Михаил Ходорковский, который финансировал такие неправительственные организации, нарушил неписаный закон Путина о том, что прошлые сделки не будут пересматриваться, если заключившие их бизнесмены будут оставаться вне политики. Подобно Ходорковскому, ныне пребывающему в тюрьме по обвинениям в неуплате налогов, те бизнесмены и СМИ, которые бросают вызов Кремлю, страдают от такого же выборочного применения закона.

Все это выглядит очень грустно, потому что, несмотря на все потерянное время и все провалы, Россия пока не утратила возможности стать современной демократией со свободным предпринимательством. Ни полный крах экономики в 1998 году, ни засилье коррупции, ни невыплата займов МВФ, ни официальное беззаконие, ни растущая автократия не убили этот потенциал.

В прошлом году рост российской экономики составил 7,2%. Правительство страны получило 100 млрд долларов в казну. В то время как за всем этим стоит, в основном, увеличение производства нефти в России и высокие цены на нефть, путинская экономическая политика, включая 13-процентный подоходный налог, тоже сыграла свою роль. Сегодня, впервые в истории России, появился рынок ипотеки, бизнес процветает.

Однако России остро требуются большие зарубежные прямые инвестиции, если она хочет преуспеть в модернизации своей неэффективной и неприбыльной индустриальной базы. А очевидный план Путина использовать беспрецедентную власть для ограничения свободы и подмены ею норм права пугает инвесторов так же сильно, как и медленный экономический рост.

То же самое можно сказать и о внешней политике Путина, которая порождает антагонизм не только в Америке, но и в большей части Европы и Центральной Азии. Для Ирана Россия стала основным источником ядерных материалов и ноу-хау, и все ради получения твердой валюты. Хотя Путин наконец приостановил строительство ядерного завода в Бушере, он, кажется, готов поддерживать союзнические отношения с Тегераном так же плотно, как и с Западом.

Россия должна использовать саммит "Большой восьмерки" для того, чтобы пообещать большую степень сотрудничества в предотвращении распространения ядерных, химических и биологических технологий террористам. США должны потребовать, а Россия должна согласиться расширить сотрудничество в обмене разведданными.

Будет ли новая Россия - в отличие от старого СССР - жить в пределах своих границ и сотрудничать со своими соседями? Остается много причин для беспокойств, однако конструктивная манера, в которой Москва повела себя в ходе бархатной революции в Грузии, дает надежду. На саммите "Восьмерки" Россия должна заявить о том, что будет подталкивать пользующихся поддержкой Кремля сепаратистов в Грузии и Молдове к заключению соглашений. Россия должна считать американские и европейские войска в Центральной Азии и Грузии вносящими вклад в собственную безопасность России.

В конце концов, Путин поддержал размещение американских сил в Узбекистане и Киргизии для проведения операций в Афганистане, несмотря на оппозицию своих военных. Однако агрессивные усилия России по ослаблению лидерства США в ООН и в Ираке во многом подорвали пользу, полученную Россией от усилий США в Афганистане, Грузии и в других местах региона.

Россия может оказать содействие в передаче суверенитета иракцам. Этот процесс может начаться в Си-Айленде с согласия России на значительное списание долгов эпохи Саддама. У России есть все причины поддержать инициативу "Большой Ближний Восток", нацеленную на становление демократической свободы в регионе.

Россия также должна признать, что ее политика в Чечне - как и гибельная советская политика в Афганистане - превратила Чечню в рассадник терроризма. Успех в войне с террором требует, чтобы Россия привлекла внешних игроков и стремилась к политическому разрешению конфликта.

То, станет ли Россия легитимным членом "Большой восьмерки", будет зависеть главным образом от ее верности гражданским свободам, демократии и нормам права в противовес разглагольствованиям последнего выступления Путина. Для России и для мира не может быть более яркого сигнала, чем обещание российского президента соблюсти нынешнее конституционное ограничение пребывания президента у власти двумя сроками. Это по крайней мере сделает возможным первую в российской истории демократическую передачу исполнительной власти от нынешних лидеров оппозиции - верный признак "неуправляемой" демократии.

Участие России в "Большой восьмерке" и возможность того, что саммит 2006 года состоится в России, как сейчас планируется, - это привилегия, обусловленная добровольной приверженностью соблюдению норм демократии. Однако спустя 10 с лишним лет после краха советской империи и спустя 6 лет после принятия в "Большую восьмерку" Россия так и не смогла завершить успешный переход от коммунизма к свободному рынку, от советского полицейского государства к стабильному прочному демократическому обществу.

Свобода, как заявил когда-то президент Рейган в Москве, может процветать в России "как свежее молодое деревце, посаженное на могиле Толстого".

Возможно, после Си-Айленда президент Путин начнет предпринимать конкретные шаги для обеспечения свободы в рамках закона и действовать сообща с мировыми демократиями. Если так случится, то правительство России наконец получит экономический и политический статус, соответствующий стандартам других стран "Большой восьмерки" и выдающимся культурным достижениям русских.

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru