Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
8 июня 2009 г.

Маттиас Шепп | Der Spiegel

Сизиф под давлением

"Новая газета", по мнению корреспондента Der Spiegel Маттиаса Шеппа, является самым опасным местом работы для журналистов в Европе. Но вместе с тем и самым притягательным - по крайней мере для ведущих западных политиков: на этой неделе посетить редакцию намерен кандидат на пост канцлера Германии от СДПГ Франк-Вальтер Штайнмайер.

Ситуация, в которой находится сегодня газета, двойственная, отмечает автор публикации. С одной стороны, издание, выходящее трижды в неделю тиражом в 270 тыс. экземпляров, не перестает вызывать гнев представителей московской властной элиты, а с другой - неожиданно интервью главному редактору дает не кто иной, как президент Дмитрий Медведев.

Маттиас Шепп в своей статье пытается найти ответ на вопрос о том, какая роль отведена самой известной за границей российской газете? Является ли "Новая" оплотом демократической свободы слова или это все-таки очередной образцово-показательный проект, затеянный Кремлем для пускания пыли в глаза Западу?

Когда во время совещания главный редактор "Новой" раздает темы, они звучат как программы по свержению правительства - или по крайней мере некоторых министров. Менеджер государственного банка и влиятельные министры построили на берегу Москвы-реки шикарные вилы, несмотря на то, что эта зона представляет собой природоохранную территорию, строительство на которой запрещено. В одном из последних выпусков Роман Шлейнов, редактор отдела расследований в "Новой газете", разоблачил деятельность сети компаний, в которых были замешаны наряду с представителями преступных групп родственники премьера Владимира Путина.

Шлейнов, продолжает корреспондент, уже разоблачал в своих материалах махинации российского энергетического гиганта "Газпрома" и писал о том, как офицеры ФСБ оказывают содействие в похищениях и шантаже. Но, по мнению издания, самое удивительное во всем этом - не взрывоопасность статей, а реакция на них - точнее, ее отсутствие. Шлейнов, продолжает автор, - это Сизиф расследовательской журналистики. Сизиф под давлением.

В России, в отличие от Китая, не проблем с доступом к информации. Хотя телевидение и находится под контролем государства, но палитра интернет-изданий еще шире, чем, к примеру, в Германии. Страна страдает от другого: даже самые скандальные разоблачительные публикации не имеют последствий.

"Свободные и влиятельные СМИ, - пишет Шепп, - стали бы важным инструментом в борьбе с коррупцией. Но этот инструмент бездействует". Борис Ельцин, будучи президентом, обязал Генеральную прокуратуру в течение 10 дней после публикации в каком-либо издании обвинений в коррупции высказать свое мнение. С приходом Путина эта практика сошла на нет, отмечает журналист.

В 1990-е годы неоценимую поддержку "Новой газете" оказал бывший сотрудник КГБ, а ныне владелец 30% акций "Аэрофлота" Александр Лебедев. В 2006 году, когда изданию грозило банкротство, вместе с экс-президентом СССР Михаилом Горбачевым они приобрели 49% акций "Новой". "Пока у меня есть деньги, я буду помогать", - говорит Лебедев, вольготно расположившись в шикарном зале приемов своей резиденции. Магнат хвалит "команду мужественных журналистов" и говорит о своих планах сделать из газеты "проводника свободы слова в России".

Однако, продолжает издание, если поговорить в Москве о Лебедеве с политиками, медийными менеджерами и журналистами, можно услышать и другое: о том, что бизнесмен, который потерпел поражение на выборах мэра Сочи, использует газету для реализации своих политических амбиций. А также о том, что в марионеточных играх, в которые играют в Москве, Лебедеву отводится роль наместника Путина в "неудобной" газете.

При этом сами Лебедев и Горбачев подобные обвинения опровергают. И при всем при этом ни одна газета в России не причиняет столько неудобств власти, как "Новая". И никто так не символизирует это противостояние, полагает автор, как 31-летняя Елена Милашина, которая обвинила российское правительство во лжи. Она проводила журналистское расследование трагедии в Беслане. Милашина нашла доказательства того, что не террористы подорвали заложенную в школе бомбу во время штурма. К катастрофе привел перекрестный огонь, открытый бойцами спецслужб, утверждает журналистка.

После трагедии с подлодкой "Курск" в 2000 году Милашина, в ходе бесед с офицерами и экспертами, делает вывод, что моряки в подлодке оставались в живых еще 3-4 дня, а не несколько часов, как сообщалось официально. "Новая газета", по утверждениям самой журналистки, является для нее единственным местом, где она может заниматься журналистикой.

Источник: Der Spiegel


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru