Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
8 мая 2003 г.

Джулиан Боджер | The Guardian

Стоящий за троном Буша будет бороться

Несмотря на проблемы с сердцем и имиджем, в 2004 году Чейни будет бороться за пост вице-президента

Вчера Дик Чейни подтвердил то, что в Вашингтоне давно предполагали: когда в следующем году Джордж Буш начнет борьбу за свое переизбрание, рядом с ним будет самый могущественный и самый невидимый вице-президент за всю американскую историю.

Появление имени Чейни в избирательном бюллетене не всегда было предрешенным. В конце концов, у этого человека было четыре сердечных приступа. А внутри у него штуковина из металла и пластика, посылающая в сердце электрический разряд, если оно сбивается с обычного ритма.

Но вице-президент вчера решительно заявил, что состояние здоровья позволит ему выдержать еще одну избирательную кампанию и еще один президентский срок.

"Оно вполне хорошее. Все в порядке, - сказал он. - Если бы у меня возникли проблемы, мешающие делу, я первый сказал бы об этом и ушел бы в отставку. За мной круглые сутки внимательно наблюдает врач. Он и сейчас здесь, - добавил Чейни, показав на соседнюю дверь. - Он входит в свиту, которая меня поддерживает. У президента есть врач, и у меня тоже. Так что все будет хорошо".

У вице-президента, как у партнера на выборах, есть и другие недостатки. В опросах общественного мнения, касающихся доверия вице-президенту, американцы делятся почти поровну. Его недавнее прошлое генерального директора компании Halliburton в момент, когда она вела неверную отчетность, делает его воплощением американских корпоративных зол.

Сегодня заметная роль Halliburton в восстановлении иракской нефтяной промышленности стала серьезной проблемой для администрации, которая пытается создать себе на Ближнем Востоке альтруистический имидж.

Кроме того, Чейни не является прирожденным политиком. Когда он подключился к кампании Буша, ее организаторы планировали традиционные встречи с избирателями, но помощники Чейни сказали, что он "не любит рукопожатий".

Иногда его публичные заявления высвечивают самую неприятную сторону "страстного консерватизма" Буша и граничат с грубостью. Два года назад он, как известно, назвал стремление бороться за чистоту окружающей среды "личной добродетелью", которой нет места в политике. Он также нарушил установившееся в Белом доме правило не злорадствовать и после падения Багдада издевался над критиками военной стратегии.

Как правило, Белый дом выпускает его к СМИ, когда хочет показать зубы, а в остальное время держит его вне зоны видимости.

Вчера Чейни более или менее с этим согласился, сказав: "Время от времени, когда это имеет смысл, меня выводят вперед. Я уверен, что по мере приближения кампании меня будет видно чаще".

Пресс-секретарь Белого дома Ари Флейшер подтвердил, что Чейни начал процедуру регистрации на 2004 год, отметив, что президент попросил его участвовать в выборах еще в ноябре прошлого года. Буш явно верит, что Чейни, при всех его политических недостатках, незаменим.

"Он выбрал Чейни, чтобы тот помогал в управлении, а не для того, чтобы выиграть выборы", - заявил Томас Манн, политический эксперт вашингтонского аналитического центра Brookings Institution. До того как его избрали президентом, Буш пять лет был губернатором штата, Чейни руководил аппаратом Белого дома и был министром обороны у первого президента Буша, во время войны в Заливе 1991 года.

В 2000 году кандидат в президенты попросил доверенного помощника своего отца помочь выбрать кандидата в вице-президенты. Но затем пришел в неподдельное восхищение от деловых качеств самого Чейни.

Способность демонстрировать спокойную уверенность и прежде обеспечивала работой родившегося в Небраске и выросшего в Вайоминге Чейни. Предание гласит, что в 1994 году он заснул на рыбалке и спал все время, пока его высокопоставленные спутники не решили, что он будет отличным генеральным директором Halliburton. Ему сообщили об этом, когда он проснулся.

Буш счастлив передать вице-президенту значительную часть рутинной работы. Он отвечал за подбор персонала для новой администрации, что позволило ему набрать в аппарат Белого дома много новых людей. В правительстве ему было сразу же поручено руководить рабочей группой, сводящей воедино долгосрочную энергетическую стратегию.

У вице-президента свой штат сотрудников, и в Белом доме его команду уважают. Глава его аппарата Льюис Либби бывает на совещаниях, проводящихся на уровне заместителей: в Пентагоне Полом Вулфовицем, а в Госдепартаменте Ричардом Армитиджем.

"Он самый влиятельный вице-президент в истории, - сказал Манн. - Он набрал невероятно одаренную команду. Либби активно участвует в принятии решений. Его аппарат дает ему возможность играть важную роль в вопросах внешней и внутренней политики".

После 11 сентября Чейни становится все более влиятельным, поскольку, когда произошла катастрофа, оказалось, что у него есть готовый план. Теперь он получил название доктрины Буша, но на самом деле план прибыл в Белый дом в багаже вице-президента.

Ястреб

В 1992 году, будучи министром обороны, он попросил двух "ястребов", Вулфовица и Либби, разработать руководство по оборонному планированию, в котором говорилось, что единственной в мире сверхдержаве не надо проявлять осторожность, навязывая свою волю.

"Наша главная цель - не допустить появления нового конкурента", - гласило руководство. Оно принижало роль ООН в управлении миром: "Мировой порядок поддерживают США".

Когда в 1992 году произошла утечка информации из этого документа, Буш-старший смутился, и тон руководства был смягчен. Но возродился в более сильной версии - доктрине Буша-младшего о превентивном ударе. Иракский "проект" начали энергично продвигать, как только младший Буш пришел к власти: Чейни всегда жалел, что в 1991 году Багдад не был взят.

Но он не всегда такой. Он советовал Бушу не начинать кампанию против Саддама Хусейна в ООН, и в результате в глазах президента выглядит более надежным.

Есть еще одно качество, которое привлекает президента. Он не держится за свое место. Отчасти поэтому он редко появляется на публике. Вице-президенты обычно любят выступать по телевидению, потому что планируют добиться более высокого поста. Чейни этим не страдает.

К тому же его манеру выступать не назовешь вдохновляющей, а соображения безопасности после 11 сентября заставляют его проводить много времени в "неизвестном месте" - бункере где-то в Пенсильвании.

Похоже, Чейни нравится пользоваться властью, оставаясь за занавесом. Пока его сердце не откажет, он будет рукой администрации, а его соображения, касающиеся роли Америки в мире, будут жить.

Правый политик, работавший с пятью президентами.

Родился 30 января 1941 года в Линкольне, штат Небраска.

Преступное прошлое. Дважды задерживался полицией за вождение машины в нетрезвом виде в возрасте 21 года в штате Вайоминг.

Первый серьезный прорыв. В 1969 году принят на работу в управление экономических возможностей Белого дома после того, как написал его новому начальнику Дональду Рамсфельду вежливое письмо с рекомендациями.

Важные посты. Самый молодой в истории (34 года) глава аппарата Белого дома при президенте Джеральде Форде, министр обороны при Джордже Буше-старшем, в 1995﷓2000 годах - генеральный директор компании Halliburton Inc.

Против чего голосовал, будучи членом конгресса. Поправка о равных правах, освобождение Нельсона Манделы из тюрьмы, доставка детей на автобусах в десегрегированные школы, аборты - даже в случаях изнасилования или инцеста, праздник в память о Мартине Лютере Кинге.

Сердечные приступы. Июнь 1978 года, сентябрь 1984 года, июнь 1988 года, ноябрь 2000 года.

Источник: The Guardian


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru