Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
8 мая 2008 г.

Франко Вентурини | Corriere della Sera

Двоевластие будет функционировать, если преемник откажется от своих прав

С сегодняшнего дня в России сделана ставка против истории. Никогда раньше, с царских времен до нынешнего посткоммунистического времени, верховная власть не делилась между уходящим лидером и лидером, вступающим в должность, никогда раньше смена руководителя государства не приводила к появлению двоевластия по взаимному согласию. Дмитрий Медведев и Владимир Путин на своих новых должностях президента и премьер-министра являются не только главными участниками эксперимента политической инженерии, возможного лишь в условиях такой полудемократической системы, как российская. Они также стали участниками соглашения, которое может стать вызовом, и все это превращает Россию в лабораторию, полную загадок.

Внешняя сторона, самой собой разумеется, выглядит идиллически. Всемогущий Владимир Путин сам выбрал себе преемника, преданный Дмитрий Медведев настаивал на преемственности, в том числе, и вчера, во время инаугурации, когда он сделал акцент на экономических и гражданских свободах. Но имидж кандидата-исполнителя - это одно, а фигура президента со всей полнотой конституционной власти - совсем другое. Но с течением времени и ряса может сделать человека монахом, особенно в Кремле.

Как иначе объяснить должности, на которые согласился Путин, чтобы обезопасить себя от неожиданностей: премьер-министр, обладающий сильными полномочиями (основные министерства и службы), а также лидер партии "Единая Россия", которая контролирует две трети Думы. Таким образом, если, с одной стороны, Медведев может теоретически уволить Путина, с другой - Путин может теоретически объявить ему импичмент. И даже выдвинуть свою кандидатуру на пост президента, не нарушая буквы конституции.

Безусловно, еще слишком рано выдвигать гипотезы. Наиболее вероятно, что в ближайшем будущем русский тандем будет работать без сбоев, как запрограммировал Путин, который уже сегодня перебирается в Белый дом (резиденция правительства). Но в средней и дальней перспективе те, кто знает Россию, будут внимательно наблюдать за Медведевым. Юрист, обосновавшийся в Кремле, прошедший через "Газпром", не принадлежит к клану силовиков, воспитанных в КГБ, и не имеет собственной базы власти. Захочет ли новый президент ее оздоровить? Захочет ли он назначить новых сотрудников, которые будут отличаться от сотрудников Путина? Первым узлом, который придется распутывать, станет именно это, и придется присматривать не только за мощной внутренней бюрократией Кремля, но и за руководством служб безопасности.

Но главный тест потребует более продолжительного времени. Медведев обещал вести "настоящую" войну против коррупции, он сказал, что считает недопустимым совмещение государственных постов с присутствием в управляющих советах компаний. Если новый президент захочет решить этот вопрос, он столкнется с огромными богатствами, накопленными в последние годы политиками, чиновниками и представителями силовиков. Богатством, накопленным "базой", иными словами, Владимиром Путиным. И столкновение с премьером станет неизбежным, хотя Медведев и говорит, что хочет либерализовать, по меньшей мере частично, СМИ или изменить послушную судебную систему и возложить на правительство, как это принято, ответственность за конъюнктурные проблемы, как, например, безудержную инфляцию.

Таким образом, двоевластие будет функционировать только в двух случаях: если Медведев будет послушным и откажется от своих прав или если Россия изменит свою культуру и внутриполитическую расстановку сил.

Совсем иной сценарий складывается в сфере внешней политики. Открытый и прагматичный имидж Медведева хорошо сочетается с желанием, уже продемонстрированным Путиным, попытаться добиться как можно большего числа компромиссов с Западом. Чтобы избежать изоляции и привлечь капиталы, которые нужны России, если она хочет модернизировать не только энергетический сектор, но и всю экономику в целом. Многое будет зависеть от будущего президента США, но Америка первой ошибется, если будет верить в нового Ельцина: в области противоракетной обороны, по расширению НАТО, по стабилизации на Ближнем Востоке у России сложились прочные национальные интересы, которыми Медведев не захочет и не сможет пренебрегать. По меньшей мере, в этом плане двоевластие будет функционировать. Хотя две головы русского орла, привыкшие смотреть на восток и на запад, теперь должны быть поделены между Кремлем и Белым домом.

Источник: Corriere della Sera


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru