Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
8 ноября 2001 г.

Хелле Беринг | The Washington Post

Бойтесь россиян, даров ожидающих

На следующей неделе президент России Владимир Путин отправится в США и встретится с президентом Бушем на ранчо в Техасе и Вашингтоне. В отношениях между двумя странами наблюдаются коренные изменения. Наблюдатели не видели подобной вспышки взаимных симпатий со времен объятий Билла Клинтона и Бориса Ельцина. Будем надеяться, что на этот раз все будет развиваться лучше.

Путин воспользовался возможностью, представившейся после терактов 11 сентября, и решительно встал на сторону США в войне с терроризмом. Американская сторона с готовностью приняла жесты президента России. По иронии судьбы Усама бен Ладен выступил в роли своеобразной свахи. Но что, если это лишь брак по расчету, подобный альянсу Америки и Советского Союза во время Второй Мировой войны? Пока вся эта романтика не затопила нас с головой, уместно посмотреть на ситуацию реально - с учетом событий, происходивших в России в течение последнего десятилетия. Сложно ожидать, что в отношениях не возникнут сложности, которые грозят неприятными разочарованиями.

Путин быстро дал понять, что хочет быть на нашей стороне в войне с терроризмом. Из всех иностранных лидеров, он первым позвонил Бушу после терактов 11 сентября и выразил поддержку войны в Афганистане. Его намерения переориентировать Россию в направлении Запада проявляются в невероятных политических решениях. Он закрыл главную российскую разведбазу на Кубе, смягчил оппозицию России в отношении расширения НАТО на восток (которое должно произойти в 2003 году), начал переговоры с правительством США о Договоре по ПРО, который мешает проводить испытания, необходимые для создания системы национальной противоракетной обороны. Все это - новые и очень важные шаги.

Однако в том, что касается российской общественности и своего собственного кабинета, Путин оказывается в опасном положении. В девяностых россияне резко разочаровались в США. В аналитическом докладе за 2000 год, подготовленном консультационной группой по России спикера Палаты представителей Конгресса США, говорится: "Администрация Клинтона давала России экономические советы очень низкого качества, результаты консультаций были очень плохими. 81% россиян считают, что это делалось специально для того, чтобы превратить Россию в страну второго сорта".

Сегодня, по данным опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения, лишь 41% россиян поддерживают военные действия США в Афганистане; 57% выступают против. Почти половина, 47%, считают, что Россия должна сохранять нейтралитет. Это не противоречит мнениям, высказанным несколькими студентами в англоязычном "Russia Journal". Они заявили, что "Россия должна стоять в стороне от военных действий в Афганистане. Мы боремся с терроризмом в Чечне, и никто не помогает нам. Почему мы должны помогать американцам в Афганистане?"

Точно так же можно сказать, что до нынешнего момента ни президент России, ни его советники не выказывали проамериканских настроений. Важным советником Путина является бывший премьер-министр Евгений Примаков, который выступает за близкие отношения с арабским миром, Китаем и Индией. Кроме того, Россия стремилась сближаться скорее с Европой, нежели с США. Особенно тесные отношения у Путина сложились с канцлером Германии Герхардом Шредером - российский президент работал в Восточной Германии в качестве агента КГБ - а также с премьер-министром Великобритании Тони Блэром и премьером-министром Испании Хосе Мария Аснаром. Многие крупные европейские государства покупают российский газ. Россия заключила с ними очень выгодные контракты.

Важно также то, что российский лидер согласился бороться с терроризмом не из чистого идеализма. Москва рассчитывает на то, что атаки 11 сентября изменят отношение США к войнам в Чечне и Дагестане, которые Путин с первого дня пребывания в президентском офисе называет антитеррористическими войнами. Вчера Путин встретился с премьер-министром Индии Аталом Бехари Ваджпайи и сказал: "Политика двойных стандартов может привести к подрыву общей международной позиции. Учитывая серьезность сложившейся ситуации, это недопустимо". Попробуйте догадаться, какие двойные стандарты он имел в виду. Индийцы, который считают Кашмир внутренней террористической проблемой, без сомнения одобрительно кивали.

Россияне заинтересованы в снижении объемов советских долгов, вступлении во Всемирную Торговую Организацию, отмене поправки Джексона-Вэника, принятой в 1974 году для того, чтобы заставить Советский Союз разрешить эмиграцию религиозных меньшинств. Бушу придется внимательно обдумать вопрос о том, какую сделку он будет заключать со своим новым другом. Если Путин покинет саммит с пустыми руками, над новой дружбой появится не просто легкое облачко разочарования.

Источник: The Washington Post


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru