Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
8 ноября 2006 г.

Рафаэлло Пантуччи | EUobserver

Прощупывание отношений с Россией

Как и в большинстве случаев, когда дело касается внешней политики, Европа избрала предсказуемо шизофренический подход в отношениях с Россией.

В результате в проигрыше оказалась сама Европа: Россия извлекла выгоду из непонятных проволочек ЕС, а доверие к внешней политике Европы в очередной раз разрушено.

С одной стороны, Европы взяла морализаторский и высокомерный тон в общении с Россией. Неправительственные организации и парламенты стран Союза периодически жалуются на отступление России от демократических норм и плохое обращение с соседними странами (потенциальными членами НАТО) - Грузией и Украиной.

С другой стороны, европейские страны приветствуют российские инвестиции, пытаются вкладывать деньги в эту страну и покупают ее стратегические ресурсы, зачастую вступая в драку за выгодные сделки с Кремлем.

Расхождение в подходах случается не только между странами ЕС, но даже внутри одной страны. Германия, к примеру, настолько не уверена в своей позиции, что министерство иностранных дел часто выступает с заявлениями, идущими вразрез с позицией канцелярии.

Недавнее шоу в Лахти было квинтэссенцией этой разнонаправленной политики ЕС. Члены ЕС отправились на конференцию с некоторым чувством смущения из-за того, что они предоставляют президенту Путину трибуну и фотографов, а он между тем отказался подписать общую Энергетическую хартию, призванную повысить прозрачность отношений, вышвырнул европейских инвесторов из уже подписанных договоров о разработке нефтяных месторождений и говорит о возможном "кровопролитии" на Кавказе.

Европейские лидеры боятся шантажа со стороны России

Однако в то же время президента Путина не в чем винить. Он всего лишь принял их приглашение, и если у них действительно есть разногласия с проводимой им политикой, они могли бы выработать более сдержанный подход к деловому общению с ним.

К сожалению, европейские лидеры боятся шантажа со стороны России и чувствуют себя заложниками российских энергопоставок.

Между тем Россия никогда не угрожала напрямую ЕС; похоже, что она в этом не нуждается, поскольку европейцы охотно вычитывают угрозу, анализируя соотношение сил.

В результате европейские страны, боясь прогневить русских, выстраиваются в очередь на подписание двусторонних соглашений с Кремлем и теряют главное преимущество ЕС в международной экономике и политике - свои размеры.

В конце концов, Россия нуждается в продаже своих энергоресурсов Европейскому союзу. В данный момент ее связи с Азией недостаточно развиты и завязаны на приток средств, который как раз обеспечивается продажей энергоносителей в Европу.

Помимо всего прочего, разваливающаяся российская инфраструктура вопиет об инвестициях и об участии в ее развитии западных (европейских) заинтересованных компаний.

За доказательствами трудностей, с которыми сталкиваются русские, желающие могут обратиться к событиям прошлой зимы, когда итальянская энергетическая компания ENEL тихо жаловалась на то, что "Газпром" не в состоянии обеспечить поставки заказанного компанией газа.

В результате премьер-министр Сильвио Берлускони оказался перед необходимостью накануне предвыборной гонки просить итальянцев прикрутить краны отопления в своих домах. Вряд ли это можно считать удачным электоральным ходом.

Позиции Германии и Польши сближаются

Европейцам следует смотреть на ситуацию как на систему экономических рычагов: им нужны российские энергоносители, но России, очевидно, не меньше нужны инвестиции. Это не значит, что Европе следует бойкотировать российские энергопоставки до тех пор, пока русские не покорятся их воле; просто здесь есть больше пространства для маневра, чем им сейчас представляется.

Похоже, дискуссии в Лахти выявили по крайней мере одну хорошую вещь: позиции Германии и Польши, которые ранее были диаметрально противоположны, начали постепенно сближаться; обе страны согласны с тем, что следует обеспечить безопасность инвестиций в Россию. Это недвусмысленный ответный удар на недавнее изменение Россией правил игры для иностранных фирм, участвующих в проекте "Сахалин-2".

Однако остается скрытая напряженность в отношении трубопровода, идущего по дну Балтийского моря: Польша по-прежнему возмущается тем, что в этой сделке национальные интересы возобладали над соображениями европейской солидарности.

Увы, вследствие всех этих противоречий Россия добивается заключения сделок на своих условиях, а страны ЕС пререкаются между собой и отношения внутри Евросоюза продолжают портиться.

Утрата доверия к внешней политике ЕС

Этот последний аспект становится все более типичным для европейской внешней политики. Другие страны признают, что лучший способ обойти Европу - это использовать ее внутренние противоречия. Легкость, с которой это можно сделать, привела к практически полной утрате доверия к ЕС как институту (что отражается в нынешнем молчании ЕС по вопросам внешней политики).

Европа по-своему отреагировала на это, создав внешнеполитическую Директорию в составе Великобритании, Франции и Германии. Однако это созданное "на случай" партнерство расстраивает других членов Евросоюза, которые чувствуют, что их оставили за порогом элитного клуба.

Проблема состоит в том, что для противостояния растущей угрозе со стороны Ирана необходимы командные действия. Давайте не будем рассчитывать на то, что возможна такая общеевропейская позиция, которая станет результатом консенсуса всех 25 стран-членов ЕС по иранскому вопросу.

Однако в том, что касается выработки внешней политики по вопросам долгосрочных отношений, как в случае России, Европа может не торопиться и выработать более точную и всеобъемлющую общую политическую линию.

Выйти за пределы проблематики энергетической безопасности и демократических норм

Такая линия возникнет только с течением времени в и результате развернутой дискуссии всех членов Евросоюза. Хотя сложно себе представить, чтобы Германия - страна, председательствующая в ЕС в будущем году, - могла возглавить эту дискуссию, на ней, возможно, могли бы сосредоточиться страны, которые примут лидерство вслед за ней - Португалия и Словения.

Предмет обсуждения должен выйти за рамки нынешнего всеобщего помешательства на "энергетической безопасности" и "соблюдении демократических норм".

Обе эти темы могут занимать центральное место в российско-европейских отношениях, но они действуют на русских как красная тряпка на быка и вследствие этого не способствуют закладыванию основ общеевропейской политики.

Скорее по этим вопросам нужны иные подходы, и для начала нужно собрать за стол переговоров все страны ЕС. Европе следует говорить о том, как сделать Россию "привлекательной для инвесторов" и как "разрабатывать природные ресурсы России".

Параллельно европейцы должны приложить более согласованные усилия к тому, чтобы отучить себя от российских энергоресурсов, и стараться развивать экологически чистые источники энергии, а также в некоторых случаях пересмотреть решения об отказе от использования атомной энергии в энергетике.

Далее, следует инвестировать в строительство трубопроводов, которые будут доставлять в Европу нефть и газ с Каспийского моря через Турцию.

Все эти меры начнут снижать у европейских лидеров ощущение, что их шантажируют, и могут оказать некоторое сдерживающее влияние на цены на энергоносители.

Риск заключается в том, что подобная политика может быть использована как доказательство продолжающейся стагнации в европейской политике по отношению к России.

Однако если португальцы и/или словенцы начнут планировать свои действия уже сейчас, они дадут себе хороший запас времени, чтобы по-настоящему проработать повестку дня и добиться искреннего согласия по этому вопросу в Европе.

Существует вполне реальная опасность, что европейская внешняя политика погрузится в полный хаос, который будет преодолеваться исключительно в кризисных ситуациях, и даже тогда только небольшое ядро стран-членов (аналог ЕС-3 или G6) будет приходить к согласию, а это будет вызывать недовольство и ослаблять единую Европу.

Нынешняя политика Европы по отношению к России явно неудачна и сводится к нанесению Москве время от времени идеологических уколов. Взглянув на эти отношения в долгосрочной перспективе, Европа могла бы начать вырабатывать последовательную политику по отношению к своему самому большому соседу.

Рафаэлло Пантуччи - сотрудник Международного института стратегических исследований Arundel House в Лондоне

Источник: EUobserver


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru