"Газпром" испытывает интерес к израильскому рынку природного газа уже несколько лет, пишет Эллисон Гуд в статье The Daily Beast.
"Появившееся на прошлой неделе подтверждение, что израильское правительство ведет переговоры с Россией о разработке израильских газовых месторождений, обозначает еще одну потенциально благоприятную возможность для "Газпрома", - отмечает автор статьи.
Объявление о двусторонних переговорах, собственно, является ответом на обвинение в том, что Россия уже пыталась добиться от Израиля выгодных для себя условий - обещания не экспортировать газ в Европу в обмен на прекращение поставок некоторых видов вооружений режиму Асада. В администрации премьер-министра Нетаньяху категорически отрицают, что подобные условия когда-либо обсуждались, говорится в статье.
"Газпром" проявил особую заинтересованность в том, чтобы получить выгоду от зарождающегося израильского геологоразведочного и газодобывающего сектора в 2011 году, когда делегация компании посетила Израиль, пишет Эллисон Гуд. Обсуждалась возможность партнерства по разработке "Левиафана" - месторождения, открытого на израильском шельфе в 2010 году.
В статье говорится, что "Газпром" предложил самые выгодные условия сделки по приобретению 30-процентной доли "Левиафана" и в феврале 2013 года подписал соглашение о намерениях с партнерами по консорциуму, подразумевающее разработку месторождения "Тамар", обнаруженного на шельфе страны в 2009 году, "финансирование морского объекта по производству сжиженного газа" и обеспечение контроля за ежегодными продажами 3 млн тонн сжиженного газа в течение 20 лет. "Это бы позволило компании диверсифицировать производство и компенсировать свои потери в Европе, получив доступ на восточноазиатские рынки", - отмечает автор.
К сожалению для "Газпрома", ни одно их этих усилий до сих пор не принесло конкретных результатов. В то же время в рядах местных чиновников и аналитиков существует согласие в том, что Израиль никогда не пойдет на отказ от экспорта газа в Европу, и они не верят в то, что Москва мобилизует русскоязычное населения Израиля на протесты, отмечает Гуд.
"Израиль, очевидно, следует собственным путем в газовой политике, тем не менее существует ощутимое беспокойство, не окажется ли он до определенной степени обязанным России и "Газпрому", - пишет автор.
"Министр иностранных дел Авигдор Либерман родился в Советском Союзе и поддерживает тесные связи с Россией. Это, в сочетании со слухами о том, что он лично имеет отношение к приглашению "Газпрома" в Израиль, подливает масла в огонь", - говорится в статье.
"В четверг Либермана оправдали по обвинениям в коррупции, и ожидается, что он вернется на пост министра иностранных дел и продолжит выстраивать израильско-российские отношения, предположительно, поощряя вхождение "Газпрома" на израильский рынок", - подытоживает Эллисон Гуд.