Архив
Поиск
Press digest
3 июля 2020 г.
8 сентября 2006 г.

Анна Зафесова | La Stampa

Россия: подводный кошмар возвращается

То же место, холодное Баренцево море, такой же объект, российская атомная подводная лодка, тот же страх перед возможной катастрофой: вчера в течение нескольких часов Россия боялась повторения трагедии шестилетней давности АПЛ "Курск". Около полуночи в среду (по московскому времени) в одном из технических отсеков, расположенных рядом с реактором в кормовой части "Святого Даниила Московского", одной из лучших подводных лодок российского военно-морского флота, начался пожар. 35-летний мичман Рафим Шибанов и 28-летний матрос Егор Этюев умерли от удушья, пытаясь потушить возгорание. Еще один матрос получил отравление продуктами горения и в настоящее время находится в госпитале, его жизнь вне опасности. И командование Северным флотом успокаивает: "Нет никакой опасности утечки радиоактивных материалов".

Все могло быть гораздо хуже, но автоматические системы безопасности, по словам военных, сработали своевременно, заблокировав реактор. Более того, корабль класса Viktor III, с двойным корпусом, не имел на борту ракет с ядерными боеголовками, хотя предназначен для применения ракет типа Granat, на борту были лишь торпеды. После того как пожар был потушен, было решено не включать двигатель, а отбуксировать лодку от места, где произошел инцидент - район острова Рыбачий, неподалеку от Норвегии, до военно-морской базы Видяево, ставшей шесть лет назад местом, где разворачивалась трагедия с "Курском". "Святой Даниил", по-видимому, получил серьезные повреждения в результате возгорания, и в ближайшие дни комиссия должна решить, отправлять ли АПЛ на полную реконструкцию.

"Святой Даниил" - одна из жемчужин российского флота: длина - 107 метров, водоизмещение - 7250 т, 102 члена экипажа, продолжительность автономного плавания - 80 дней, что позволило подлодке в 1994 году удачно завершить памятный и сложный поход к Северному полюсу. И происшествие на борту АПЛ стало последним в нескончаемой череде инцидентов на российских базах. Лишь 26 июля произошла утечка радиоактивной жидкости на подлодке все того же Северного флота. Пожары, взрывы, поломки стали в порядке вещей. Вчерашний случай можно считать показательным: корабль, спущенный на воду в 1990 году, не проходил плановых ремонтов (предусмотренных каждые 5-7 лет), несмотря на престижный патронаж самого московского мэра и православного Патриархата (отсюда и название корабля). Пожар, вероятнее всего, возник в результате короткого замыкания в панели управления реактора, и эксперты утверждают, что речь идет о заурядном случае.

К редким техническим осмотрам следует прибавить и неподготовленность экипажа: по словам главкома ВМФ адмирала Владимира Масорина, каждый человек на борту должен носить на поясе кислородный аппарат, сразу же его надевать в случае опасности. Почему два погибших моряка не сделали этого, остается загадкой, прокуратура попытается разобраться в этом в рамках расследования, начавшегося вчера по делу "о нарушении судовождения". И вновь вспоминается агония "Курска", на котором не функционировали тревожные сигналы, не было баллонов с воздухом на случай чрезвычайной ситуации, а торпеды во время погрузки просто уронили.

Остаются сомнения в безопасности российского атомного флота. Масорин настаивает на том, что "не было никакой опасности". И что соседние страны "не испытали беспокойства в связи с отсутствием угрозы окружающей среде". Но, принимая во внимание многочисленные прецеденты, утверждения российского военного воспринимаются с сомнением, и Владимир Чупров из Greenpeace воспользовался случаем, чтобы напомнить, что "использование атомной энергии в море связано с чрезвычайной опасностью, учитывая, что в последние годы число пожаров и аварий на российском флоте значительно увеличилось".

Источник: La Stampa


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Разрешается свободное использование текстов, ссылка обязательна (в интернете - гипертекстовая).
© 1999-2020 InoPressa.ru