Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
9 апреля 2007 г.

Карола Хойос | Financial Times

Маловероятно, что создание картеля отвечает интересам экспортеров газа

Отель Ritz в Дохе весьма не похож на тот скромный клуб в пригородах Каира, где в 1959 году Венесуэла, Саудовская Аравия, Кувейт и Иран подписали джентльменское соглашение, которое впоследствии переросло в нефтяной картель - Организацию стран-экспортеров нефти. Однако в этом отеле сегодня встретятся министры энергетики крупнейших стран-экспортеров природного газа, и европейские правительства в напряжении ждут, не заключат ли они подобного соглашения.

Еврокомиссар по энергетике Андрис Пибалгс недавно предупредил: "На нынешнем этапе я не могу исключать возможности шагов по созданию газового картеля". Он, однако, добавил, что Алжир и Россия, которые в общей сложности обеспечивают 44% европейского газа, заявили ему, что договорились сотрудничать лишь по "вопросам технологических задач, исследовательской деятельности, возможно, ряда обменов".

Цель Форума стран-экспортеров газа (ФСЭГ) - "определить и поддержать меры и процессы, необходимые для получения странами-участницами максимальной выгоды от своих газовых ресурсов, учитывая, что газ является невозобновляемым источником энергии". Данная формулировка оставляет явную возможность для создания картеля.

ФСЭГ объединяет таких крупных газовых экспортеров, как Россия, Катар, Алжир и Нигерия, а также Венесуэлу и Иран, которые потенциально могут стать так называемыми чистыми экспортерами.

Президент России Владимир Путин недавно обсуждал идею создания картеля со своими коллегами из Ирана и Венесуэлы.

Фрэнк Харрис, аналитик компании Wood Mackenzie, специалист по газовой отрасли, считает: "Кажется, что Венесуэла и Иран - самые крикливые участники, однако эти две страны принимают наименьшее участие. В противовес им Катар (один из наиболее активно развивающихся экспортеров сжиженного газа) действует крайне благоразумно и расчетливо".

В то же время Россия сделала шаг назад. В пятницу министр энергетики Виктор Христенко заявил, что никаких картельных соглашений о формировании цены на газ в Дохе подписано не будет.

Однако министр энергетики Венесуэлы Рафаэль Рамирес вчера сообщил, что картель был бы "очень хорошей идеей. Газ - второй энергоноситель в мире".

Повлиять на цену газа гораздо труднее, чем изменить цену на нефть, как это делает ОПЕК. Во многом это вызвано тем, что поставки газа осуществляются по долгосрочным контрактам, а цена на газ привязана к ценам на нефть. К тому же ни один из экспортеров газа не может или не желает сыграть роль Саудовской Аравии, которая выступает компенсирующим производителем. Никто не желает делать крупные вложения в инфраструктуру, чтобы затем при снижении цен она простаивала.

США, крупнейший потребитель газа в мире, большую его часть добывает внутри страны или поставляет из Канады.

Тьерри Бро, аналитик парижского исследовательского центра IFP, отметил: "Экспорт газа странами ФСЭГ составляет лишь 14% мирового потребления, в то время как ОПЕК контролирует более 30% потребляемой нефти".

"Поскольку газ - товар региональных рынков, ФСЭГ мало повлияет на рынок США. Там до сих пор 83% газа добывается внутри страны, еще 13% импортируется из Канады. С другой стороны, Европа уже зависима от России и Алжира, которые обеспечивают 44% потребляемого ею газа".

Но если создание картеля маловероятно, то остается вопрос: что же министры энергетики намерены делать в Дохе?

Как считают аналитики, Россия, не вступившая в ОПЕК, никогда не принимала идею картеля всерьез. На самом деле Доха предоставляет Москве шанс расширить свое международное влияние, особенно в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Кроме того, для нее это возможность вступить на рынок сжиженного природного газа, который начинает составлять конкуренцию газопроводам.

Иран и Венесуэла, правительства которых находятся в плохих отношениях с Вашингтоном, также получат в Дохе возможность для политической активности и трибуну, с которой можно пригрозить единственным доступным этим странам дипломатическим оружием: своими энергетическими ресурсами.

Фрэнк Харрис считает, что предметом обсуждения в Катаре скорее станут следующие вопросы: как бы не испортить ситуацию, слишком быстро и слишком много вложив в производство? Какой должна быть структура долгосрочных контрактов? Насколько реальна угроза того, что газ будет вытеснен ядерной энергией? Аналитик, однако, добавляет, что люди забывают о другой угрозе: компании вроде BG, Repsol и Royal Dutch Shell могут пострадать, если энергетические группы стран-экспортеров газа станут помогать друг другу в разработке месторождений и из-за этого их зависимость от помощи международных энергетических компаний уменьшится.

Вероятно, результаты предстоящих переговоров окажутся не столь драматичными, как последствия встречи, состоявшейся в Египте почти 50 лет назад, однако со стороны стран-импортеров мудрым решением было бы не спускать глаз с отеля Ritz.

Источник: Financial Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru