9 августа 2002 г.

Джон Маркофф | The New York Times

Лаборатория IBM разработала новый электронный микроскоп

Ученые IBM и Nion Corporation разработали электронный микроскоп, позволяющий получать самые точные изображения. Разрешающая способность этой сверхсовременной оптической системы - меньше радиуса атома водорода.

Новая технология, мощный персональный компьютер и набор магнитных линз, позволяет свести к минимуму искажения, от которых страдают изображения, полученные с помощью обычных электронных микроскопов. Кроме того, она дает возможность рассматривать внутреннюю структуру материалов, создавать трехмерные изображения.

Это научное достижение, о котором лаборатория рассказывает в очередном номере журнала Nature, еще один шаг к новому поколению микроскопов. Электронный луч, шириной всего в три миллиардных доли дюйма, даст возможность изучать субатомную структуру.

Электронные микроскопы направляют на объект тонкий луч электронов, которые, отражаясь, позволяют синтезировать изображение.

"Речь идет о крупном достижении в микроскопии, - сказал Филип Бэтсон, ведущий ученый, работающий над этим проектом в Исследовательской лаборатории IBM в Йорктаун Хайтс, штат Нью-Йорк. - Появилась технология, которая может использоваться во многих областях".

Одной из областей, где может использоваться новая технология, является анализ современных полупроводниковых транзисторов.

Сегодня Бэтсон рассказал нам по телефону, что современные транзисторы - это тонкие сэндвичи проводниковых и изоляционных материалов толщиной не более пяти атомов. Допустимое отклонение размеров таких транзисторов настолько мало, что стоит одному атому встать не на то место, как транзисторы перестают работать.

Новые технологии позволяют создавать трехмерные изображения с глубиной 10 нанометров, что эквивалентно 50 слоям атомов.

Устройство будет также применяться в молекулярной электронике и современных биологических исследованиях. Ученые смогут получать изображения биологических процессов, происходящих внутри отдельных клеток.

Многие крупные и малые компании занимаются созданием нового поколения электронных устройств, основанных на отдельных молекулах. В настоящее время слои материалов накладываются на силиконовые пластинки, а потом на них протравливается рисунок.

Бэтсон отметил, что исследователи с нетерпением ждали, когда микроскоп позволит им получать изображения углеродных нанотрубок, сверхтонких молекул, которые придут на смену проводам в компьютерах будущего.

Nion - это небольшая исследовательская компания в Керклэнде, штат Вашингтон, занимающаяся созданием электронных микроскопов.

В области электронной микроскопии происходит стремительный прогресс. В апреле ученые лаборатории Lucent Technologies' Bell Labs сообщили в журнале Nature о том, что им удалось получить изображение одного атома.

Источник: The New York Times