Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
9 декабря 2000 г.

Маркус Уоррен | The Telegraph

Как большевики российские сокровища продали

В книге, которая вышла в свет в Москве на прошлой неделе, с шокирующими подробностями рассказывается грустная история о том, как Ленин, Троцкий и Сталин распродавали российские художественные сокровища, пытаясь пополнить казну первого в мире коммунистического государства.

Прежде всего, большевики разграбили церкви. Потом они взялись за короны, диадемы, ожерелья и яйца Фаберже, принадлежавшие семье императора. И, в конце концов, они продали полотна старых мастеров из музея "Эрмитаж".

Самое старое в мире издание "Нового Завета", меблировка целых дворцов, иконы, шедевры импрессионистов тоже стали добычей большевиков, выбросивших все это на международный рынок произведений искусства в 1920-30-х гг. Но вследствие невысокого спроса на антиквариат и художественные ценности, Советский Союз, несмотря на то, что на продажу выставлялись редчайшие вещи, сумел получить за все это смешные деньги.

Николай Ильин, один из издателей книги "Распродажа российских сокровищ", говорит: "Это было абсурдно. Они продавали все эти сокровища, чтобы купить трактора, но это почти не сказывалось на государственном бюджете". Среди редких вещей, раскупленных западными коллекционерами - свадебная корона императрицы, картины Рембрандта, Ботичелли, Кранаха-старшего, Сезанна, Ван Гога, Пуссена и Дега, иконы ХV-ХVI столетий.

Британский музей получил Синайский кодекс (Codex Sinaiticus) - Евангелие, датирующееся 4 в. нашей эры, рукопись которого на пергаменте была найдена на горе Синай. Яйца Фаберже уехали из Советского Союза и стали частью собрания королевской семьи. На одном из них - мозаичном Пасхальном яйце из платины, золота, бриллиантов, рубинов и изумрудов - есть эмалевый медальон с профилями жены и детей последнего царя, казненного в 1918 г.

На прошлой неделе министр культуры РФ Михаил Швыдкой воспользовался случаем, представившимся в связи с выходом книги, для того, чтобы наброситься с критикой на последнее поколение коммунистов, до сих представляющих собой влиятельную силу в национальной политике. Он обвинил их в лицемерии. "Эти политики, считающие себя наследниками партии, продавшей все эти сокровища за границу, очень любят называть себя борцами за сохранение национального наследия. Книга разрушает этот миф", - сказал он.

Продажа была задокументирована в академических монографиях, но новая книга является первым исследованием этой темы. Многие из картин, изъятых из Эрмитажа и проданных в 30-х гг., были куплены Екатериной Великой, Царем Александром Первым и другими коллекционерами. Некоторые провели в России лишь несколько десятилетий, прежде чем вернуться на Запад.

"Порой мне кажется, что большевики сознательно мстили семье императора, - сказал Швыдкой. - В 30-х годах эти продажи не имели экономического смысла". Сначала коммунистические лидеры оправдывали разграбление церквей тем, что священники, по их словам, должны были помочь им победить голод, разразившийся в России после революции.

Однако в частных беседах Ленин заявлял, что голодом необходимо воспользоваться для того, чтобы "разбить врагу голову", ослабить власть религии над народными массами на ближайшие десятилетия. Троцкому не терпелось скорее начать продажу художественных сокровищ за границу, он беспокоился, что неминуемые революции в Западной Европе приведут к падению цен на рынке антиквариата.

Торопясь разжиться за счет церковной собственности, чиновники плавили золотые рамки икон и выковыривали из них драгоценные камни, в то время как неповрежденными эти произведения искусства можно было бы продать дороже. Codex Sinaiticus оказался в Великобритании лишь благодаря быстрой реакции одного заезжего любителя книг, заметившего его в одной из московских библиотек. Он сказал своему советскому опекуну: "Если она вам не нужна, я мог бы неплохо продать ее в Лондоне".

Самым захватывающим эпизодом распродажи стало разграбление музея Эрмитаж в Ленинграде. Некоторые из наиболее ценных полотен были тайно проданы западным коллекционерам. Нефтяной магнат Калуст Гулбенкян, принявший британское подданство, решил, что мог бы получить монополию на покупку всех полотен старых мастеров Советского Союза.

На его потеснил Эндрю Меллон, министр финансов США, который не усматривал никакой непоследовательности в том, чтобы, публично выступая против торговли с Советским Союзом, тайно купить 25 шедевров Эрмитажа. О его лихорадочном шоппинге стало известно только в 1934 г., когда Меллону предъявили обвинение в уклонении от уплаты налогов. Большая часть картин, проданных ему Советским Союзом, в конце концов, были переданы в Национальную художественную галерею в Вашингтоне.

Арманд Хаммер, любимый капиталист Советского Союза, выступил в роли посредника, продавая от имени Москвы антиквариат в американских универмагах. Симпатизировавший Хаммеру советский режим в 70-х гг. подарил ему картину Малевича. Вскоре после этого бизнесмен перепродал эту работу за 1 миллион немецких марок.

Источник: The Telegraph


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru